18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Поделиться:

Как Эрмитаж дурачит зрителей на выставке «Обманки в искусстве»?

В Манеже Малого Эрмитажа открылась выставка «Не верь глазам своим. Обманки в искусстве». «Собака.ru» выбрала лучшие тромплей-экспонаты.

Декоративное панно «Детская Вакханалия», Мартин Йозеф Геерартс

Декоративное панно «Детская Вакханалия», Мартин Йозеф Геерартс

Резные часы, имитация позолоченной бронзы. Дерево, металл, эмаль. XVIII в.

Резные часы, имитация позолоченной бронзы. Дерево, металл, эмаль. XVIII в.

«Кофе, чай и табачные изделия», Иоганн Эсайас Нильсон. 1750-60 гг.

«Кофе, чай и табачные изделия», Иоганн Эсайас Нильсон. 1750-60 гг.

Неизвестный художник, «Книга», XVI в.

Неизвестный художник, «Книга», XVI в.

Экспозиция в Эрмитаже представляет всевозможные виды художественных «обманок». На выставке перепутано абсолютно все — нельзя верить тому, что видишь. Способ верификации один: прочесть описания работ.

В Малом манеже показывают экспонаты только из коллекции Эрмитажа – около 700 предметов различных эпох: от зарождения имитаций в Египте, Греции и Риме до начала ХХ века.

Шахматные фигуры. Китай, XIX в. Слоновая кость, имитация черных и красных кораллов.

Шахматные фигуры. Китай, XIX в. Слоновая кость, имитация черных и красных кораллов.

Футляры с гипсовыми слепками с резных камней из комплекта «Opere Dei Pichler». Вена, 1840-е гг.

Футляры с гипсовыми слепками с резных камней из комплекта «Opere Dei Pichler». Вена, 1840-е гг.

Пакетовые табакерки, XVIII в.

Пакетовые табакерки, XVIII в.

Флакон для нюхательного табака, имитация резного лака. Китай. Династия Цин (1644-1911 гг.)

Флакон для нюхательного табака, имитация резного лака. Китай. Династия Цин (1644-1911 гг.)

Миниатюрная книга. Мрамор, малахит, мозаика. Санкт Петербург, 1830-40 гг.

Миниатюрная книга. Мрамор, малахит, мозаика. Санкт Петербург, 1830-40 гг.

На выставке «Обманки в искусстве» представлен, например, классический тромплей (с фр. «обман зрения» – Прим. ред.) — двухмерные картины, воспроизводящие иллюзию трехмерности: плоское становится объемным, близкое кажется далеким, а иллюзия становится реальностью. Другое направление – имитация предметов. Еще один вид иллюзии –  имитация техник и материалов, из которых они сделаны.

Готический ларец, обтянутый тисненой кожей. Франция. XIV-XV вв.

Готический ларец, обтянутый тисненой кожей. Франция. XIV-XV вв.

Альбом в виде рамки с репродукции миниатюры Р.Карьеры. Картон, бумага, шёлк. 1914 г., Германия.

Альбом в виде рамки с репродукции миниатюры Р.Карьеры. Картон, бумага, шёлк. 1914 г., Германия.

Музыкальная шкатулка в виде фотоальбома. Швейцария. 1880-е. Дерево, кожа.

Музыкальная шкатулка в виде фотоальбома. Швейцария. 1880-е. Дерево, кожа.

Ваза «Посвящение Нептуну». 1780-е.

Ваза «Посвящение Нептуну». 1780-е.

Фляга в виде томика Петрарки. XV в.

Фляга в виде томика Петрарки. XV в.

Вся экспозиция — игра. В «обманках» заложено приглашение зрителей к сотворчеству. Они ни в коем случае не подделки — подделка боится разоблачения — «обманка» же его и предполагает.

Иоганн Каспар Фюссли, Trompe l’œl (Обманка), Швейцария, 1750 г.

Иоганн Каспар Фюссли, Trompe l’œl (Обманка), Швейцария, 1750 г.

Чайный сервиз-«натюрморт» на две персоны, Россия, Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод, 1850-е–1860-е

Чайный сервиз-«натюрморт» на две персоны, Россия, Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод, 1850-е–1860-е

Иоганн Каспар Фюссли Trompe l’ œl (Обманка), Швейцария, 1750 г.

Иоганн Каспар Фюссли Trompe l’ œl (Обманка), Швейцария, 1750 г.

Пресс-папье с накладными ягодами и листьями, Россия, Екатеринбург, 1870-е

Пресс-папье с накладными ягодами и листьями, Россия, Екатеринбург, 1870-е

Ваза с росписью «под серебро», Россия, Санкт-Петербургская губерния, Шлиссельбургский уезд, село Морье, Завод С. Я. Поскочина, Вторая четверть XIX в.

Ваза с росписью «под серебро», Россия, Санкт-Петербургская губерния, Шлиссельбургский уезд, село Морье, Завод С. Я. Поскочина, Вторая четверть XIX в.

Выставочное пространство также иллюзорно, как и предметы, которые оно хранит. Посетители попадут в несколько помещений — «кабинет-библиотеку», «римский двор», «художественную галерею», «деревенскую избу» и «сад». Дизайнерами экспозиции стали Андрей Шеллюто, Ирина Чекмарева и Тимофей Журавлев.

Выставка «Не верь глазам своим. Обманки в искусстве» до 10 марта в Малом Манеже Эрмитажа

Текст: Александра Березовская

 

Следите за нашими новостями в Telegram
Дата события:
8 декабря 2018 года - 10 марта 2019 года

Комментарии (0)