18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Поделиться:

«Петербург 2103» — масштабная архитектурно-урбанистическая выставка в «Манеже»

Куратор выставки Мария Элькина сдала нам ее генплан. 

В центре внимания урбанистов — серый пояс Петербурга.

В центре внимания урбанистов — серый пояс Петербурга.

Вини Маас исследовал город с местными студентами.

Вини Маас исследовал город с местными студентами.

Мастер-класс Вини Мааса

Мастер-класс Вини Мааса

Мастер-класс Вини Мааса

Мастер-класс Вини Мааса

Идея — представить город как проект. Мы привыкли оглядываться назад: считаем, что до 1917 года все было прекрасно с архитектурой, а то, что после, — недоразумение. Это происходит потому, что мы плохо осознаем настоящее как часть чего-то большого. Один из основных мотивов экспозиции — сказать, что этот момент — не последний в истории. Настоящее всегда становится чьим-то прошлым. Поэтому мы фантазируем, как в год 400-летия города люди бы рассуждали о том, что было и создается сегодня.

Обычно на выставках зрителя не жалеют. Считается, что это железный человек, который два часа безостановочно ходит, все читает и изучает. Это не пытка, но нечто к ней близкое. Хотелось предложить другой формат: для этого в аванзале «Манежа» появится зона отдыха.


Критический взгляд в духе блогера Ильи Варламова на современные жилые районы недееспособен

Структурно «Петербург 2103» разделен на три части: прошлое, настоящее и условное будущее — его видение, то, каким оно могло бы быть. Также есть отдельный блок, который создал соорганизатор выставки Университет ИТМО, — интерактивная игра «Построй свой город».

В части про прошлое мы не ставили перед собой археологические задачи. История Петербурга представлена хронологически в десяти периодах. У каждого есть главный герой и лейтмотив.

Например, если мы говорим о Петре I, — это стратегия. Он был невероятным визионером: задуманное им более-менее бесперебойно реализовывалось двести лет. В эпоху архитектора Петра Еропкина мы выбрали «вид» как центральную тему. Для нас до сих пор важны перспективы и видимость — издали стадион «Санкт-Петербург» красив, хотя вблизи выглядит ужасно.

Екатерина II была для своего времени прогрессивным урбанистом: решение сделать набережные Невы гранитными во второй половине XVIII века сейчас равно строительству деревянных.

Еще один герой — главный архитектор Ленинграда Николай Баранов, чьи идеи также сильно опережали эпоху и в Европу пришли только спустя три десятка лет. Он предложил вернуться к простоте — жизни у воды, деревьям.

Фото для проекта снимал Александр Гронский.

Фото для проекта снимал Александр Гронский.

Фото для проекта снимал Александр Гронский.

Фото для проекта снимал Александр Гронский.

Фото для проекта снимал Александр Гронский.

Фото для проекта снимал Александр Гронский.

Рассказывая про настоящее, мы выбрали жанр снимков, видео и 3D-моделей. Их делает Александр Гронский, мой старинный приятель и один из лучших российских фотографов. Он умеет смотреть на вещи отстраненно, и это важно, потому что критический взгляд в духе блогера Ильи Варламова на современные жилые районы недееспособен. Просто говорить, как все ужасно, — тупиковый путь. В первую очередь, надо проанализировать среду и понять, почему она такая.

Будущему посвящен второй этаж. Глава исследовательского института The Why Factory Вини Маас и местные студенты представят версии, как будет жить Петербург в 2103-м. Там есть очень радикальные вещи: предположение, что на Дворцовой площади мог бы появиться самый большой в мире небоскреб. Это провокация, конечно, но она не лишена смысла. Допущение сделано, чтобы мы понимали, как широки возможности.

Время не может остановиться, и хорошо это осознавать.

Архитектор Сергей Чобан покажет инсталляцию о вторжении в старый город, в которой использует офорты Пиранези из личной коллекции. Бюро «Космос» — историю о том, что район Кудрово стал конгломератом независимых государств, в каждом из которых нет какого-то законодательного запрета. Где-то разрешено выращивать марихуану, где-то легализована проституция. Идея в том, чтобы посмотреть, как социальные изменения повлияют на архитектуру.

Заканчивается все это разнообразное повествование красивым фильмом про современный Петербург, снятым французскими режиссерами Илой Бека и Луизой Лемуан. Будущего пока нет, а к настоящему надо быть очень внимательным.

Выставка «Петербург 2103» пройдет с 20 июня по 15 июля в ЦВЗ  «Манеж».

Читайте также Как сделать Петербург лучшим местом для жизни? — программная статья Марии Элькиной

Следите за нашими новостями в Telegram
Материал из номера:
Июнь 2018
Места:
Центральный выставочный зал "Манеж"

Комментарии (0)