«Собака.Ru» публикует несколько цитат из редчайшего букинистического издание 1888 года «Брюхо Петербурга» о том, как и чем питалась столица Российской империи в конце XIX века.
Для приготовления колбасы употребляется мясо русских быков или коров. Корова, переставшая давать молоко, с молочной фермы попадает на бойни, а оттуда – в колбасное заведение.
При каждой колбасной лавке имеется и колбасная мастерская, скрытая от глаз покупателя в каком-нибудь укромном месте. В столице есть колбасная, где работает до 30 рабочих. Войдя в колбасную мастерскую, Вы увидите здесь рослых, крепких и упитанных колбасников, которые с утра до вечера возятся с грудами мяса.
В воздухе раздаются звонкие голоса приказчиков, зазывающих покупателей.
– Виноград хороший! Пожалуйте!
– Арбузы камышинские!
– Груш не угодно ли?
– Почем яблоки-то? Спрашивает один из разнозчиков.
– А тебе каких?
– Вот этих!
Полтора рубли мера! Без запроса!
– За рублик отдавай!
– У нас есть и за рублик: вот неугодно ли?
– Зачем вас баловать?
– Да ты посмотри яблоки какие – наливные!
Разносчик стал уходить.
– Эй молодец, послушай: много ли тебе надо?
Разносчик вернулся, надбавил цену. А торговец, в свою очередь сбавил, и тот час же начали накладывать яблоки в меру.
– Стой, стой! – закричал разносчик, – что ты отбираешь одну мелочь? Накладывай по-божески!
– Да уж чего лучше, это у тебя глаз не хорош!
Заграничные сельди, прибыв в Петербург, все сосредоточиваются на Сельдяном буяне (прим. ред. склады сельди и другой рыбы на Гутуевском острове). Когда вступите на Сельдяном буяне, то ощущаете особую сельдяную атмосферу. Огромные амбары. Ледник по американской системе, деревянные навесы, тянущиеся вдоль берега, и пристань, у которой разгружается какой-нибудь пароход – вот и вся незатейливая картина Сельдяного буяна, но она оживляется рабочими, которые с утра до вечера катают по гладкому засаленному деревянному полу бочки с сельдями.
В летнее время каждый хлеботорговец обжорного ряда продает от 10 до 15 пудов хлеба в день. Следовательно все пятеро хлеботорговцев продают ежедневно от 50 до 80 пудов хлеба в день. И так как редко кто из посетителей покупает 1-2 фунта хлеба, а больше все на 1, на 2 копейки. То, допустив, что каждый «гость» возьмет по ½ фунта, мы получим, что в обжорном ряду побывает до 5000 человек в день.
Разношерстная голытьба покупает незатейливые продукты на 2 и даже на 1 копейку и посыпает солью, которая при этом полагается даром. На другом конце стола, запасшись копейки на 2 хлебом, гость садится за стол и получает какую-нибудь незамысловатую похлебку, в которой по пословице – «крупина крупину погоняет дубиной». Хлебово наливают в глиняную чашку и выдают деревянную ложку. Больше половины мест занято. Все едят молча.
Особый интерес в обжорном ряду представляют торговки тухлыми яйцами. Огромные корзины с яйцами стоят на скамьях. Подходя сюда, вы уже издали ощущаете крепкий запах сернистого водорода.
– Что стоит десяток?
– Какой товар возьмете: есть и подешевле, есть и подороже!
– Ну, подороже!
– Вот эти – две копейки за десяток.
Пр этом торговка откинула с корзины старую грязную тряпку и показала сваренные, на половину очищенные яйца, от которых нос невольно поворачивался в сторону.
– Купите! Самыя свежия. Сейчас из-под курицы! Еще теплыя! – ухмыляясь, убеждала торговка какого-то покупателя.
Следует упомянуть и о торговках гнильем. Это – бедныя старушонки. Покупающие свой товар оптом, копеек по двадцать за целую корзину гнилых яблок, апельсинов и груш. Разложив свой товар на земле, на рогоже. Эти торговки терпеливо поджидают незатейливого лакомку…
Ежедневно – ни свет. Ни заря – из окрестных деревень тянутся многочисленные обозы чухон (прим. ред. старое название эстонцев и финнов, населявших окрестности Петербурга), которые везут в город разные молочные продукты. На чухонской двухколесной таратайке. Запряженной низкорослой лошаденкой, проезжая мимо дач в окрестностях Петербурга, чухоны то и дело выкрикивают о своем товаре:
– Масло чухонское, масло!
– Рыба свежая! Форели, сиги!
– Раки. Раки! Раки хорошие!
– Грибы, грибы! Белые, красные!
Автор книги — публицист и писатель Бахтиаров, подробно описал интерьеры лавок, типичные диалоги с продавцами и покупателями того времени, а также весь механизм, который снабжал Петербург 1880-х годов продовольствием, материалами и рабочей силой, портреты поденщиков, разнозчиков, золотарей, факельщиков, тряпичников и других представителей той многочисленной и разношерстной категории постоянных и временных обитателей столицы, которая вращала маховик городского хозяйства.
Фото: проект «История России в фотографиях».
Комментарии (0)