Легендарное петербургское кафе «Сайгон» на углу Невского и Владимирского проспектов, пристанище интеллигенции и буржуазии от Довлатов до Цоя и от Бродского до Курехина, открылось в сентябре больше пятидесяти лет назад: к его дню рождения мы составили краткий гид по его истории.
«Сайгон» — неофициальное название ставшего знаменитым кафе. Этот формальный безымянный общепит при ресторане «Москва» на углу Невского и Владимирского проспектов открылся в начале сентября 1964 года. Первые годы его называли «Подмосковье». Писатель Виктор Топоров объяснял появление названия «Сайгон» тем, что однажды милиционер сделал замечание курящим возле кафе со словами «Сайгон здесь развели», имея в виду беспорядки в столице Вьетнама, где в то время шла война. Альтернативным именем были «Петушки» — из-за петухов, которыми оформил кафе художник-абстракционист Михнов-Войтенко.
Со временем публика в кафе менялась. В первом поколении больше других было писателей и поэтов. Среди них — Иосиф Бродский, Борис Куприянов, Виктор Кривулин, Евгений Вензель, Константин Кузьминский.
Вторая волна, середины 1970-х, более демократичная, была под знаменами хиппи. Многие просто искали здесь возможность быть причастным к контркультуре, то есть не жить согласно принятым сценариям советского быта.
Время конца 1970-х — начала 1980-х прошло под знаком рок движения, Ленинградского рок-клуба и художественного объединения митьков. Из музыкантов, проводивших много времени в кафе можно отметить Виктора Цоя, Олега Гаркушу, Сергея Курехина - последний был самым активным завсегдатаем.
Художественн-богемная публика была не единственными завсегдатаями «Сайгона», вторую по значимости группу составляли фарцовщики и другие околокриминальные персонажи.
Главной в меню был маленький двойной кофе, из еды можно было взять песочные полоски и корзиночки, рис с курицей. Алкоголь в кафе был официально запрещен, хотя его проносили и распивали из-под полы.
Кафе закрывалось в 21.00, так что после гости компаниями передвигались на квартиры, концерте площадки, другой общепит - место существовало как своеобразная соцсеть, где узнавали информацию о андеграундных культурных событиях.
Во время Олимпиады 1980 года кофе в заведении заменили на чай, чтобы таким образом от пугнуть хиппи, которые проводили там время целыми днями.
Двадцать пять лет жизни «Сайгона» совпадают с советским золотым веком, расцветом неофициального искусства в СССР. Общественный же феномен кафе осмыслен социологом Еленой Здравомысловой: «„Сайгон“ был местом для практик, оппозиционных официальной культуре: там не порицалось отсутствие работы, денег и семьи, а ценились творчество и свобода».
Комментарии (2)