Самая популярная в стране зелень не меньше, чем у кулинаров, известна у балетоманов и наркоманов: мы собрали культурные и не очень факты из жизни сезонной травы.
Петрушка
Сложно переоценить глубину культурного бэкграунда, который есть у народного персонажа Петрушки — ярмарочного шута и балагура. Петрушки появились в России в XIX веке — как перчаточные куклы: то есть их фигуры управлялись рукой человека, находящейся внутри. Это, своего рода, национальный эксклюзив: почти у всех других стран главными были куклы-марионетки, то есть на ниточках. А вот многое другое наш парень позаимствовал: внешность — у итальянского фольклорного героя Пульчинеллы (огромный нос с горбинкой, миндалевидные, почти чёрные глаза), а имя — у любимого шута императрицы Анны Иоанновны Пьетро-Мира Педрилло. На уличных представлениях Петрушка жег: был эдаким безбашенным тупицей, который мог по недосмотру убить человека. Перебравшись в господские дома он стал по-спокойнее: все-таки чаще всего его использовали на утренниках. В советское время Петрушка закономерно превратился в рупор пропаганды и порицал тунеядцев, пока Самуил Маршак серией пьес не возвратил его в мир детства — смешной игрушкой, попадающей в нелепые ситуации.
«Петрушка»
Балет композитора Игоря Стравинского — одно из самых ярких произведений в его творчестве и наипопулярнейшая балетная русская франшиза: «Петрушку» ставят везде от Монте-Карло до Кейптауна. Премьера балета была на Русских сезонах Дягилева в 1911 году и вывела в мировые звезды танцовщика Вацлава Нижинского. Сюжет вполне себе экзистенциальный: фокусник своим куклам Петрушке, Балерине и Арапу магией сообщает чувства людей. Петрушка — тонкой душевной организации персонаж, страдающий от своего уродства, Арап — нарядный, но глупый. Первый пытается покорить Балерину, но та, ясное дело, предпочитает второго. Арап, в итоге, убивает Петруню, но тот возвращается призраком, терроризирующим фокусника за его жестокосердие. Примечательно, что Стравинский сначала написал музыку, а уже потом под нее придумал главного героя. Либретто на уже готовое произведение он поручил Александру Бенуа и долго изводил того упреками, почему предложенные им ходы не ложились на музыкальное повествование.
Parsley, Sage, Rosemary & Thyme
«Петрушка, шалфей, розмарин и чабрец» — название третьего альбома американского дуэта Simon & Garfunkel. Эти строчки — не просто одной из песен: их, на самом деле, знает наизусть вся Великобритании. Это — рефрен из популярной средневековой английской баллады. Сам мотив называется «Ярмарка в Скарборо». Песня рассказывает историю юноши, который просит слушателя, который идёт на ярмарку, передать своей бывшей любимой, живущей в Скарборо, что он разрешит ей вернуться, если она выполнит невозможное: сошьет рубашку без швов, выстирает её в сухом колодце и так далее. Дама не теряется и озадачивает его в ответ — предлагает отыскать акр земли между волной и сушей. Лейтмотивом меланхоличного обмена любезностями становится перечисление трав, которые можно купить на ярмарке. Саймон и Гарфанкель в своей «Ярмарке в Скарборо» каноном к классическому тексту любовной баллады вторят антимитаристской лирикой — про солдат, слезы и смерть: в Америке как раз тогда начался масштабный призыв во Вьетнам.
Петрушка Legalize
В 2011 году Роспотребнадзор внезапно включил курчавую петрушку, которую многие выращивают на даче, в список растений, содержащих наркотические и ядовитые вещества. Оказывается, из семян этого растения можно изготовить наркотик. Однако оказалось, чтобы получить нужный эффект, нужно достаточно большое количество семян этого растения — нескольких пакетиков из магазина для садоводов здесь явно не хватит. Так что любители использовать шесть соток по полной выдохнули спокойно: их делянка с петрушкой — подсудное дело только тогда, когда будет доказано, что она выращивалась с целью наркотического сбыта. Петрушке часто приписывают разные невероятные свойства и пробуют использовать ее то как средство от импотенции, то для прерывания нежелательной беременности.
Killer Dill
«Киллер Укроп» — кино не обязательное, но обаятельное. Американская лента 1947 года собрала лучшее из того времени: жанр комедии положений, чья легкость была востребована после войны, гангстерскую историю, которая никогда не потеряет свою актуальность в Штатах, и суперзвезду того времени Энн Гвинн. По сюжету торговый представитель, которого бросила девушка, посчитав скучным, решает подсобраться и проявить себя. В этом момент, по счастливому стечению обстоятельств, ему под дверь номера в гостинице подбрасывают труп известного мафиози. Скоро Джонни Укропа как знаменитого киллера уже знала вся страна. Энн Гвинн, которая славилась как скрим квин, то есть как актриса, много кричавшая в фильмах ужасов, свой профильный навык в этой кинолетнте так и не использовала.
Фенхель
Укроп и петрушка были в Советском Союзе главной и единственной зеленью, которой сдабривали любые блюда — от овощного салата до борща. Что-то невероятно выдающееся с точки гастрономии эти травы еде не сообщают. Недаром есть поговорка «всякая петрушка» — так обозначают, что речь идет о всякой ерунде, не стоящей внимания. Но у укропа есть более гламурный собрат — фенхель. У него отчетливый анисовый запах и мягкая сочная мякоть, съедобно все — луковица, стебель, листья и семена. Перистые листья и стебли фенхеля используются в качестве ароматической травы, луковица употребляется как овощ, высушенные семена — в качестве приправы для многих блюд.
Комментарии (0)