Юбилейная, десятая акция «Дни российских вин» стартовала по всей стране. Дважды в год эксперты рынка, производители и виноделы объединяются для того, чтобы обсудить перспективы развития отечественной винной индустрии и, конечно, поделиться успехами. Спойлер — их за последний год немало. Официальная церемония открытия всероссийской акции прошла и в Санкт-Петербурге, в магазине торговой сети «Пятёрочка», и это не случайно: ретейлер является одним из организаторов акции. Редакция «Собака.ru» не смогла пропустить такое событие — поговорили с экспертами, не прошли мимо дегустации и оценили российские вина по достоинству.
Вместо красной ленточки, привычного атрибута торжественных церемоний, — виноградная лоза, а золотым «секатором» вооружились хедлайнеры акции, среди которых Елена Саратцева, заместитель руководителя Роскачества. На протяжении 10 лет компания выступает организатором «Дней российских вин», проводит мониторинги, опросы среди покупателей, исследует потребительские предпочтения и, конечно, подводит итоги сезона. Кстати, акция проходит именно два раза в год. Первый этап — в апреле-июне, когда в продаже появляются вина предыдущего года урожая, второй — в октябре-ноябре, когда заканчивается сбор винограда.
Покупатель выбирает отечественное
Делиться достижениями прошлых сезонов в этот раз Елене Саратцевой было особенно приятно, и есть на то причины. По итогам всероссийского опроса, который Роскачество провело специально перед акцией, по сравнению с прошлым годом лояльность покупателей к российскому вину выросла на 7%, и выбирают его именно из-за качественных характеристик — так ответили 74% респондентов, 20% — из-за страны производства. Как отмечает Елена Саратцева, по таким показателям уже можно сделать вывод, что у потребителя происходит постепенное смещение фокуса в пользу российских вин, тем более выбор с каждым годом становится все более привлекательным.

Елена Саратцева,
заместитель руководителя АНО «Роскачество»
Ежегодно в рамках подготовки винного гида России мы выезжаем в регионы и видим, как меняется отрасль в позитивную сторону. Если в 2018-м всего производилось порядка 800 единиц российского вина, то за последние годы произошел рост в десятки раз, и сегодня в ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система. — Ред.) зарегистрировано уже несколько тысяч наименований. Мы ждем, что наши полки будут состоять в основном из российского вина.
Российские терруары
Если от цифр перейти к практике, то ожидания Роскачества вполне реальны. В России есть самобытные и интересные терруары, где растут отечественные сорта винограда, из которых производятся интересные (а иногда и выдающиеся) вина. И природа по-своему иногда помогает импортозамещению. У виноделов есть понятия «хороший» и даже «великий» год — зависит это в первую очередь от климатических условий. В большинстве российских регионов 2012-й стал образцово-показательным — и по качеству вин, и по количеству собранного урожая, а вот 2021-й представители винной индустрии называют неудачным из-за погоды, особенно пострадали кубанские виноделы. К счастью, уже следующий год заметно порадовал.

Алексей Плотников,
исполнительный директор Ассоциации виноградарей и виноделов России
2022 год принес нам не просто рекордный по объему урожай винограда, но это был урожай невероятного качества, поэтому мы, скрестив пальцы, в рамках акции «Дни российских вин» представляем нашим покупателям вина урожая прошлого года.
Чтобы оценить масштаб и особенности отечественных марок, гостям показали широкий ассортимент российских вин на полках в «Пятёрочке». Были представлены крупнейшие винодельни России. Немало в ассортименте и вин, эксклюзивно представленных в «Пятёрочке». Эти российские вина не уступают в качестве импортным, а вот стоят заметно дешевле.
Так, средний винный чек покупателей в магазинах «Пятёрочка» составляет до 450 рублей, а до 31 мая в сети действуют специальные цены на вина, произведенные из винограда, который был выращен в терруарах винодельческих регионов России.

Дмитрий Артамонов,
коммерческий директор территории Северо-Запад торговой сети «Пятёрочка»
Мы видим большой потенциал в развитии собственных торговых марок, потому что таким образом мы можем предоставить нашим покупателям уникальное предложение, которое разрабатывается совместно с нашими виноделами. Мы стараемся сделать это предложение самым лучшим из всего, что есть на нашей полке. Сейчас доля эксклюзивно представленных у нас вин в отечественной линейке достигла уже 58% и продолжает расти.
Интересно, что предпочтения российских потребителей вина меняются. Раньше красные вина были безусловным лидером продаж, конкурировать с ними мог только крепкий алкоголь. Сегодня явно растет интерес к белому вину. Также бросается в глаза расширенный блок розовых вин на полке магазина. «Рост идет за счет их универсальности. Легкие, низкоалкогольные, но в то же время с высокой кислотностью», — поясняет Анастасия Завьялова, старший менеджер категории «Вино и крепкий алкоголь» торговой сети «Пятёрочка».
Приступаем к дегустации
От слов к делу, а точнее, к дегустации. Начальник отдела по развитию бренда «Инкерман» Александр Черный лично приехал на акцию «Дни российских вин», чтобы познакомить посетителей с брендом и с коллекцией вин, эксклюзивно представленных в «Пятёрочке». Вошедшие в коллекцию вина были в центре внимания на дегустации. Александр раскрывает секрет: Севастополь — один из самых благоприятных для виноделия регионов в России, тут могут рождаться великие вина.

Александр Черный,
начальник отдела по развитию бренда «Инкерман»
Кстати, для того чтобы знакомство с российскими винами было более приятным и вдумчивым, «Пятёрочка» совместно с экспертами подготовила для гостей магазинов специальный гайд с картой винодельческих регионов, рекомендациями по выбору вина и подходящей для конкретного сорта гастрономии.
Вино в законе
С ростом интереса к вину отечественного производства некоторые эксперты пророчат практически полное вытеснение иностранных позиций с винных полок. Но если в ретейле такую ситуацию можно представить, то в сегменте HoReCa процесс не будет быстрым. Пока что рестораторам представляется это не очень выгодным — посетители все равно хотят видеть в меню французские и итальянские вина. Но еще несколько лет назад вообще невозможно было представить, что рестораторы все больше будут охотно включать в винную карту российские вина. А чтобы такая тенденция набирала популярность, президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров выступил на акции «Дни российских вин» с довольно смелым предложением — для поддержки отечественного производителя выдавать заведениям, «маленьким барам», упрощенную лицензию на торговлю российскими винами.

Игорь Бухаров,
президент Федерации рестораторов и отельеров России
Выдаваться лицензия для «маленьких баров» должна спокойно. Мы видим, насколько сильно у людей сегодня сократилось потребление крепкого алкоголя, всё больше отдают предпочтение вину. Сейчас мы говорим о том, что нужно поддерживать российских производителей.
Как отреагируют представители власти на это предложение, пока неизвестно, но инициативу сразу поддержала Ассоциация виноградарей и виноделов России. Ее исполнительный директор Алексей Плотников уверен, что «малые бары» у дома — это хорошая возможность для потребителей познакомиться с российским вином, а для производителей — выдержать конкуренцию в бюджетном сегменте.
«Дни российских вин» — повод начать знакомство с винной культурой. Вкус вина зависит от многих факторов: климата, традиций, сортов винограда, механизма производства, поэтому за каждым регионом стоит свой неповторимый стиль. Изучить разные виды — задача непростая, но интересная, а скидки на российские вина в период действия акции до 31 мая помогут лучше понять особенности этой культуры.
Комментарии (0)