18+
  • Что где есть
  • Герои
Герои

Поделиться:

Митя Борисов: «Ради денег я бы открывал McDonalds или Starbucks»

Московский ресторатор Митя Борисов, совладелец сети «Жан-Жак», собрал творческие силы Петербурга, чтобы сделать самый культурный ресторан города «Рубинштейн»: здесь едят по меню, придуманному Эдуардом Мурадяном, и просвещаются по насыщенной программе — от выставки патриарха — главный художника БДТ Эдуарда Кочергина до чтений модного писателя Александра Цыпкина. 

Я — не ресторатор, все, на самом деле, пишут неправильно. Я только придумываю, запускаю идею — а ее уже подхватывают другие. Так и это место сделано не мной одним — это было коллективное творчество, джем-сейшен, «Поп-механика»: мои друзья поучаствовали словом или делом. Команда ресторатора Эдуарда Мурадяна сначала несколько раз покормила у нас гостей на воскресных бранчах бужениной с хреном и террином из куриной печени и осталась на кухне за хозяев. Их меню — небольшое, на страницу, но в каждом разделе найдется шедевр. В закусках — обожженный помидор на теплом хумусе и битые огурцы с кальмаром и кунжутным маслом, в супах — чечевичная похлебка, в горячих блюдах — свежевыловленный карп с оливками и пюре из цветной капусты и медальоны из говядины с овощами-гриль. 

Культовый художник-график Игорь Гурович нарисовал логотип — на окнах друг на друга смотрят лев и львица: они — символ Петербурга и Иерусалима, достоинства и благородства. Пианист Алексей Гориболь собрал в саундтрек места лучшие образцы творчества его великого коллеги Артура Рубинштейна. Художник Александр Бродский подсказал дизайн зонирования: два зала у нас разделяют, оставляя единым пространством, пустые старинные оконные рамы из темного дерева. Получилось симпатично — отчасти сцена, отчасти шкаф, отчасти инсталляция с красивыми пропорциями.

На события в нашем ресторане гостей зовет еще один мой партнер — Наталья Плеханова, курирующая фесиваль «Дягилев PS». Долгосрочной программы у нас нет, но мы инициируем такие встречи, чтобы точно показать публике, что именно для нашего заведения является знаком культуры. На открытии у нас выступал Леонид Федоров, гастропутешественник Геннадий Йозефавичус готовил гостевой ужин, актриса БДТ Полина Толстун и переводчик Сергей Полотовский читали рассказы популярного сейчас писателя Александра Цыпкина, свое согласие выступить уже дал гениальный Олег Каравайчук. Главный художник БДТ и писатель Эдуард Кочергин специально для нас составил выставку — из скульптур героев его книги «Завирухи Шишова переулка. Василеостровские притчи» и ряженых из спектакля «Три сестры» Георгия Товстоногова.

Это, на самом деле, только часть списка тех, кто приложил руку к месту. Архитектор Александр Павлович Раппопорт изучил историю фамилии Рубинштейн и собрал экспозицию портретов выдающихся людей, которые ее носили: во втором зале ресторана на карточках вы можете найти не только известных деятелей — актрису, балерину и декаденскую диву Иду и писателя Льва, но и нашего современника парашютиста Алексея, например. Рубинштейны всегда вызывали у меня приятные ассоциации — тут тебе и царь Давид и красота еврейских женщин, как было не назвать в честь них заведение, которое к тому же находится на улице имени одного из них? Каких Рубинштейнов только не было: историк Лев Лурье для наших чтений нашел Митьку — банкира, бандита, авантюриста и друга Григория Распутина, и знали ли вы, что Джек Руби, который застрелил убийцу президента Джона Кеннеди Ли Харви Освальда — тоже Рубинштейн?

За двадцать лет опыта в индустрии, начиная с квартиры-галереи, открытой с издательством ОГИ в 1997 году, мой подход к делу не изменился. Да, технические моменты решаются легче, но я по-прежнему испытываю сомнения, как правильно развивать место: не сомневающийся человек просто дурак. Я всегда в своих ресторанах плачу за себя — есть большая разница, тратишь ты деньги в своем общепите или нет: только так я понимаю, сколько что должно стоить. Также не меняется мой подход к людям — я хочу видеть вокруг себя настоящих, неравнодушных, деятельных, содержательных персон, любителей поесть и выпить: я собираю таких в команду, и в гости к нам сами собой собираются такие же. Приятно видеть симпатичных людей, но гораздо приятнее, когда лиц, которые тебе нравятся, много.

Я открываю такие заведения, которых мне самому не хватает, а одна из лучших похвал для меня — когда говорят, что такое место было всегда. Если бы я делал рестораны ради денег, а не для себя, то я бы открывал McDonalds или Starbucks. Гостям у себя я рад всем — мне кажется, тех, кто не соответствует нашим требованиям вести себя культурно, не мешая соседнему столику, отсеет сама стилистика «Рубинштейна». Когда я сам — гость в каком-то ресторане, то меня раздражает неуместная стилистика общения, например, когда используют уменьшительно-ласкательные суффиксы — конечно, кроме классики, разумеется: хамства и плохого обслуживания. Я, кстати, с удовольствием бы отобедал или отужинал в вымышленных кафе из мировой литературы — тавернах и трактирах, кафешантанах и харчевнях, бистро и кабаках. Книги, поэзия — мое хобби, я могу — для друзей — прочитать что-то из русской классики от Слова о полку Игореве до Дмитрия Озерского, написавшего большинство текстов для «Аукцыона».

Фото: Алексей Костромин, Александр Попов

Следите за нашими новостями в Telegram
Места:
Рубинштейн
Люди:
Эдуард Мурадян, Митя Борисов

Комментарии (0)