Героиня премии «Женщины меняют Петербург», которую вместе с ювелирной компанией MERCURY проводит редакция «Собака.ru», совладелица холдинга «Север-Метрополь» развивает важнейший бренд из ДНК Петербурга: кондитерские (с культовыми «картошкой» и булочками со сливками!) сделала доступными по всему городу (и скоро по Ленобласти!). А в своей жизни тоже позволила себе экспансию: стала не только главной в городе по пирожным, но шансон-дивой и телеведущей.
Как из строителя стать фэшн-ретейлером
Окончив петербургский Политех по специальности инженер-строитель, я сразу вышла замуж, родила ребенка, но дома сидеть не захотела — поняла, что нужно осваивать специальность. А в 2004 году как раз потребовалось построить что-то на месте парковки на Итальянской, 15 (супруг Елены, Сергей Шевченко, был одним из крупных собственников недвижимости на Невском проспекте. — Прим. ред.). Инвесторы озвучили желание просто поскорее построить какой-нибудь ТЦ и сдать его в аренду (тогда в России одежду продавали в основном на вещевых рынках вроде «Коньково» в Москве — так что ТЦ уже казался роскошью!). Но мне все же виделись «Хэрродс» в Лондоне, «Галери Лафайет» в Париже, миланский «Ринашенте» — универмаги такого уровня.
В детстве я пела в детском хоре радио и телевидения, который много гастролировал, поэтому бывала за границей: захотелось роскошные бутиковые центры оттуда перенести в Петербург. Сформулировала, описала концепцию, и благодаря моему идейному упорству появилась галерея Grand Palace. Она тут же стала едва ли не самым модным местом города — благодаря ауре, атмосфере, обслуживанию: на галерею стали равняться. Туда ходили посидеть в кафе D'Or, в модный кинотеатр, но и, конечно, на шопинг. И если сначала я помогала как инженер-архитектор, то потом и как фэшн-ретейлер в подборе арендаторов: в Grand Palace надо было собрать до 90 модных брендов, а ведь они всегда очень придирчиво решают, куда вставать. Одну несданную площадь в итоге взяла на себя и сделала бутик Allure, он стал моим на долгих 17 лет. Год-два после открытия Grand Palace я занималась его продвижением — скажем, с режиссером Сергеем Луковским проводили показы. Но потом стало понятно, что в пиаре уже нет необходимости и мне пора переключаться на другие проекты.
Почему «Север-Метрополь» — градообразующее предприятие
В 2000-х в Петербурге шла еще одна большая стройка, в которой я приняла деятельное участие — перенос производства кондитерских «Север» и «Метрополь» на фабрику группы компаний «Норд»: собственно, туда я попала еще на учебную практику и там познакомилась с будущим мужем. Сейчас, в 2023 году, в каком бы районе вы ни жили, у вас наверняка кафе «Север-Метрополь» в соседнем доме. Но не так давно за «северными» эклером или трубочкой нужно было ехать через весь город. Как так? Начну издалека. Кондитерские «Север» ведут историю с 1903 года: в булочной на Невском, 44, купец Крымзенков начал производить торты и, экономя на хранении и транспорте, свежими распродавать за день — за ними сразу выстроились очереди. В СССР заведение национализировали, в 1930-е назвали «Норд», а после войны переименовали в «Север». Тогда и расцвела слава тортов «Белая ночь» и «Аврора»!
Для поколений ленинградцев «Север» стал первым в жизни кафе, одноименное пирожное из ореховых коржей с бисквитной крошкой — самым желанным угощением. А набор птифур «Ленинградский» полвека был лучшим подарком, который можно было привезти из города на Неве. С этими сладостями по популярности могли сравниться только те, что делали в кондитерском цехе при знаменитом ресторане «Метрополь»: их в СССР продавали в небольшом кафе «Лакомка» на Садовой, 22 (и тоже всегда стояли очереди!). В 2007 году у мужа, технолога общественного питания по образованию, родилась идея объединить бренды «Север» и «Метрополь» и сделать общее производство: для этого построили шестиэтажную фабрику на Выборгской стороне.
Бренд «Север-Метрополь» можно считать градообразующим уже в силу истории и всенародной любви, а мы физически помогли ему распространиться по всему городу — выстроив с нуля систему франчайзинга. Петербург — город кофеен, булочек и пирожных: ни в одном мегаполисе мира нет такого количества пекарен и кафе, специализирующихся на сладком. Думаю, в Петербурге не меньше четырех сотен кондитерских, и это не считая наших. А их под вывеской «Север-Метрополь» — сто двадцать шесть.
Сейчас активно работаем с Ленобластью: людям там этого не хватает — они рады новому кафе и любимым сладостям в пешей доступности. В планах — выход на Москву. Еще собираемся развивать фитнес-серию без лактозы, глютена и сахара. Мы давно делаем шаги в этом направлении: у нас есть, скажем, манговый тарт без продуктов животного происхождения, облегченные йогуртовые торты — наш новый хит. Однако все равно самым популярным было и остается пирожное «картошка» и другая классика: эклеры, булочки со сливками, корзиночки. Конечно, тяжело все время искать баланс между необходимостью обновлять и сохранять.
В аспирантуре я училась в ИНЖЭКОНе и писала диссертацию «Формирование реализации конкурентной стратегии фирмы» как раз на примерах кондитерских «Север-Метрополь». В ней я показывала, что самым важным преимуществом бизнеса является то, что не смогут скопировать конкуренты. Есть компании, которые берут чужую идею и дорабатывают ее до нового уровня успеха: мол, да, мы были вторыми, но стали лучшими. В нашем бренде историзм — это как раз то преимущество, которое невозможно повторить, и мы его бережем. В том числе передавая новому поколению: например, у нас есть экскурсии на фабрику для школьников. Кстати, первые «Север» и «Метрополь», кафе на Невском и Садовой, мы оставили под их оригинальными именами — и как дань истории, и потому что у каждого из них есть свой отдельный фан-клуб.
Из бизнесвумен — в чарты на радио
Как с таким большим бизнесом на руках можно оказаться на сцене? Легко! После Grand Palace я взялась за отель Majestic Hall на Садовой, 22, а потом в этом же здании переключилась на ресторан «Метрополь», он к тому времени требовал обновления. Сменили мебель, спустили между антикварными люстрами, которые, как и всю постройку XVIII века, охраняет КГИОП, хрустальные нити, сделав парадный зал со сценой еще торжественней. Хотелось добавить какую-то изюминку — как здесь было не обратиться к полуторавековой истории места. «Метрополь» основан в 1847 году, и всегда был центром творческой жизни: тут бывали Брюсов, Маяковский и Ахматова, Бродский и Довлатов, Данелия и Рязанов. Захотелось восстановить эту традицию. Мы стали продюсировать шоу-программы: новогоднее представление в стиле мюзикла «Чикаго», французский гастрономический спектакль, где подачу блюд сопровождала музыка, например, Эдит Пиаф. Кстати, сейчас делаем с министерством культуры проект «Попробуй эпоху Просвещения на вкус»: история Петербурга тоже будет рассказана через гастрономию.
В пандемию рестораны простаивали, и я решила за закрытыми дверями попробовать себя как ведущая и записывать творческие интервью. Как-то делала программу с шансонье Петром Захаровым, победителем одного из сезонов шоу «Голос. Перезагрузка», и Антоном Гусевым, музыкальным продюсером и солистом группы «Дискомафия». Отснялись, а они и говорят: «Вы же поете — давайте вместе что-то сделаем!» «Что за фигня, — думаю, — о чем петь вообще?» Отвечают: «Да вот про “Север-Метрополь” и споем». В итоге записали балладу «Любимое кафе», сняли на нее клип, обыграв наши заведения. Пошли еще треки, ротация на радио «Шансон» — и так мы докатились до концерта «Танго втроем», совместного с Захаровым и певицей Афиной. Был аншлаг! А потом меня позвали на телеканал «78» вести субботнее утреннее шоу: можно сказать, встречи в «Метрополе» снова оказались судьбоносными.
Вопрос «Что скажут люди?» к 48 годам уходит окончательно. Ты понимаешь: чтобы реализовывать мечты, времени осталось немного. А начинать сначала на самом деле — это так интересно! Не стесняйтесь просить поддержки: всегда найдутся люди, которые помогут разобраться. Когда попала в гастрономический бизнес, тоже опасалась, что не понимаю в техкартах, но взяла люфт и всему научилась. Я ведь 15 лет пропела в хоре, хотела с музыкой связать судьбу. Папа, помню, тогда сказал, что быть концертмейстером в детском саду — прекрасная женская профессия. Пришла даже поступать, а потом испугалась экзамена по фортепиано и сбежала. Но, видимо, желание петь жило во мне всегда. Не бойтесь вырваться из рутины, открыть новую страницу своей жизни! В конце концов, это поможет переписать и текущую: когда у тебя горят глаза, ты молодеешь и все спорится.
Текст: Анастасия Павленкова
Фото: Константин Рассохин
Стиль: Эльмира Тулебаева
Ассистент стилиста: Максим Лященко
Визаж и волосы: Полина Панченко
Свет: Skypoint
Обо всех героинях премии «Собака.ru» и ювелирной компании Mercury «Женщины меняют Петербург 2023» читайте здесь.
Комментарии (0)