• Журнал
  • Главное
Главное

Поделиться:

Даешь стартап! Слава Цукерман

ПИТЧИНГ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

За термин спорят две отрасли — кинопроизводство, где питчинги проводятся с целью поиска инвестора, и рыболовство, где питчингом называется красивая техника заброса спиннинга на большеротого окуня. В России подзабытый аналог питчинга — худсовет, на котором старт проекту обеспечивали мастера культуры, виртуозно практикуя технику ловли «на живца».

ЧИТАТЬ

Майк Микаловиц «Стартап без бюджета». Мигель Сервантес «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».

Слава Цукерман

УСПЕШНЫЙ СОВЕТСКИЙ РЕЖИССЕР-ДОКУМЕНТАЛИСТ ЭМИГРИРОВАЛ В 1970-Х И СНЯЛ В США КИТЧ-МАНИФЕСТ «ЖИДКОЕ НЕБО», КОТОРЫЙ ИЗУЧАЮТ ВО ВСЕХ КИНОШКОЛАХ МИРА. ИНВЕСТОРЫ СОРЕВНОВАЛИСЬ МЕЖДУ СОБОЙ ЗА ПРАВО ФИНАНСИРОВАТЬ СЪЕМКИ.

Когда я переехал в Нью-Йорк, у меня созрел план. К тому времени я прочел умную книжку про американскую киноиндустрию, где говорилось, как делается независимое кино и что для этого необходимо иметь богатых друзей. Авторы живут иллюзиями, что их пригласят в Голливуд. Но я прекрасно понимал, что в Голливуд никого так просто не приглашают, и знал, что начало моей американской карьеры будет не там. Я вообще не знаю такого случая, чтобы человек снял свою первую картину в Голливуде, туда берут людей, у которых уже есть успешный фильм. А способов сделать этот первый фильм довольно много. К примеру, Фрэнсису Форду Копполе папа подарил дом, который он заложил и на этот заем снял кино. Я понял, что сразу не смогу сделать американский фильм, для этого я должен понять местную жизнь. Тогда каждый мой новый сценарий будет ближе к этой жизни, а каждый новый бюджет экономичнее и реалистичнее. И конечно надо было изучить, как найти инвесторов. Почти всякий интеллигентный американец становился моим близким приятелем, благодаря которому появлялись все новые контакты. Среди первых друзей моей семьи оказалась пара, знавшая нереальное количество миллионеров. Вместе с ними мы основали кинокомпанию, каждый вечер ходили в гости к самым богатым людям Нью-Йорка и пытались собрать деньги.

Потом появились лучшие актеры и прокатчики, потому что мы были в правильной среде. К моменту поиска инвестора для «Жидкого неба» их было полно вокруг нас и надо было просто вести правильную игру. Чтобы каждый из них думал, что если он не даст деньги, то это сделает другой. В итоге тот, для которого эта сумма казалась мелочью,и предоставил ее.

Но нельзя решить финансовый вопрос сразу и на всю жизнь, надо все время зарабатывать. Если я не находил инвесторов для своих проектов, тогда я предпочитал делать документальные фильмы на заказ, снимать рекламу — она не порабощает и не привязывает надолго.

 

Они сделали это

Анна Гудкова

куратор питчингов фестиваля «Кинотавр»

Питчинг — это презентация продюсерских и режиссерских проектов, то есть публичный анализ их потенциала. Но кроме того, для авторов проекта это еще и своеобразный психоанализ, проверка на прочность. Потому что когда режиссер и продюсер начинают излагать сюжет, рассказывать, как он будет реализован, они начинают больше понимать про себя и про свои возможности. Также питчинги — это новые имена и новые идеи для киноиндустрии в целом. А есть такая штука, как networking: люди знакомятся и понимают, кто из них чего стоит. И, глядя на коллег, лучше понимают уровень, которому нужно соответствовать. Задается определенная планка. Естественно, не все доходят до производства — из двадцати одного проекта, представленного на питчинге «Кинотавра» за все время его существования, снято было двенадцать. Какие-то действительно выстрелили —«Сумасшедшая помощь», «Как я провел этим летом», «Мой папа Барышников», «Слон». Но вообще соотношение такое: из десяти фильмов один хороший, два — так себе, остальные остаются проходными или вовсе исчезают в общем потоке.

 

Наталья Мокрицкая

продюсер («Юрьев день», «Мой папа Барышников»)

Я стараюсь регулярно участвовать в питчингах и представлять на них свои проекты. Потому что это экспертная оценка, которая всегда важна для человека думающего и сомневающегося. Не говоря уже о том, что питчинги позволяют создать определенное информационное поле вокруг проекта еще до того, как он реализован: все, кому надо, о нем будут знать — обычно на питчинге ведь присутствуют не только люди от кино, но и журналисты. Ну и, кроме всего прочего, это возможность найти деньги на проект, что тоже важно.

 

Оксана Бычкова

режиссер («Питер FM»)

Мне кажется, что питчинг сам по себе на дальнейшую судьбу картины не слишком влияет. В смысле — не обеспечивает ей радужного будущего. В 2011 году на «Кинотавре» я представляла два проекта. С «Защитой», ремейком «Слова для защиты» Вадима Абдрашитова, пока все глухо. Со «Страной хороших деточек» по сценарию Анны Старобинец — лучше. Вроде как эту картину должен финансировать Фонд кино. Оно и понятно — это все-таки сказка, а детского кино у нас нет.

Не могу молчать

Писатель Анна Старобинец — о невозможности питчинга в литературе

Писать нужно, простите за банальность, по вдохновению, а не потому что литературный босс научил, что успешно, а что нет. В случае с начинающим писателем питчинг не имеет смысла. На этапе замысла автор может, конечно, многое обсудить с издателем, но никакие предварительные переговоры не помогут издателю по- нять, есть ли у автора главное — талант, это выясняется только на стадии готового текста. Что касается уже изда- вавшихся авторов, например меня, то когда у меня появляется идея нового текста, я пишу заявку с описанием будущей книги, иногда составляю синопсис, иногда предоставляю издателю готовый фрагмент, и он решает, интересно ли ему мое предложение. Если да, платит аванс и заключает со мной контракт. Но я не представляю себе ситуации, когда издатель говорит мне: вот тут и тут нужно сделать иначе, вот это сейчас выглядит недостаточно успешным, а я беру под козырек и делаю все по инструкции.


Не могу молчать

Продюсер Эдуард Бояков — об аналогах питчинга в театре.

Прежде всего это креативные сессии, которые вырастают из читки. Идеальный путь от пьесы к спектаклю — представление пьесы в формате читки, потом — work-in-progress и уже после — полноценная премьера. Читка может многое открыть, изменить представление о пьесе, которую, как кажется, ты хорошо знал. Так было с лондонским режиссером Рамином Греем, который сделал имена братьев Пресняковых и Василия Сигарева известными в Европе. Приезжая в Мо- скву, Грей удивлял меня тем, как точно и просто можно преподнести пьесу в этом формате. Но русские актеры не готовы заниматься пьесой. Чаще всего они сразу начинают кривляться, лицедействовать. Читка же должна предлагать видение художественного целого.


Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: