• Журнал
  • Главное
Главное

Борис Хлебников дает мастер-класс по френдингу

«МЫ НАХОДИМСЯ ЗДЕСЬ, ЧТОБЫ ВНЕСТИ СВОЙ ВКЛАД В ЭТОТ МИР. ИНАЧЕ ЗАЧЕМ МЫ ЗДЕСЬ?» Стив Джобс

ФРЕНДИНГ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Это не дружба за деньги и не модный сервис «друг напрокат». Это модель, при которой близкие по духу люди помогают проекту со- стояться, предлагая свои услуги на условиях их будущей капитализации. Противостоит распро- страненному мнению, что с друзьями лучше дела не начинать, и уверенно опровергает бизнес-стратегию Марка Цукерберга. В России эталон френдинга — лицейское братство, о котором Пушкин писал: «Друзья мои, прекрасен наш союз».

ЧИТАТЬ

Саймон Экланд «Ангелы, драконы и стервятники». Марк Твен «Приклю- чения Тома Сойера и Гекльберри Финна».

Борис Хлебников

РЕЖИССЕР ПРИДУМАЛ НОВАТОРСКУЮ ДЛЯ РОСИЙСКОГО КИНО СХЕМУ: СНИЗИТЬ БЮДЖЕТ СВОЕГО ФИЛЬ- МА «ПОКА НОЧЬ НЕ РАЗЛУЧИТ» ЕМУ УДАЛОСЬ, ПО ДРУЖБЕ ДОГОВОРИВШИСЬ С АКТЕРАМИ И СЪЕМОЧНОЙ ГРУППОЙ, ЧТО ГОНОРАР ОНИ ПОЛУЧАТ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ФИЛЬМ СОБЕРЕТ КАССУ В ПРОКАТЕ.

Как вы пришли к такой схеме?

Мы написали сценарий по мотивам статьи в журнале «Большой город», где журналисты подслушали треп посетителей московского ресто- рана «Пушкин». Искали деньги два года, но все считали это довольно рискованной затеей. Лена Степанищева пришла с идеей, как можно снять фильм с ограниченным бюджетом: все участники процесса получат гонорар после того, как фильм выйдет в прокат. А почему другие продюсеры сочли идею рискованной? Почти всех смущало, что это критика буржуазного общества, хотя я как раз не хотел делать басни про богатых и обличать. Роман Борисевич, с которым я все фильмы сделал, четко объяснил: слишком экспериментально, много новелл, которые могут не срастись в единую историю. А у других про- дюсеров это вызывало классовую брезгливость, будто мы неправильно повели себя по отношению к обществу, которое они представляют. Они по- человечески обижались, близко к сердцу прини- мали.

Предложить актерам работать за процент — ваше ноу-хау? 

В мире этому, конечно, есть аналоги. Не мог себе позволить Тим Бертон, когда делал первого «Бэт- мена», заполучить Джека Николсона. И Николсон предложил ему, что снимется за процент. В результате получился, по-моему, самый большой гонорар в истории кино. У нас актеры работают на таких же условиях, мы всем заплатим пусть небольшие, но деньги. Важно понять, как работает схема, тогда мы сможем ее повторять. Об одолжении можно попросить один раз, но быть попрошайкой всегда — нельзя. А отказы были? Было два, не буду говорить, от кого. Одному чело- веку не понравился текст, другой, как мне кажется, не очень поверил в проект. Остальные согласились все — кому-то понравился сценарий, с кем-то я лично дружу. Когда фильм будет готов? Думаю, к весне. Сейчас он на стадии монтажа, и что-то уже начало получаться. Хочется, чтобы это был не фестивальный фильм, а зрительская история. 

Чем вас привлек сюжет о посетителях «Пушкина»? В ваших фильмах главными героями чаще были другие типажи. 

Я не вижу разницы. Это герои, которых интересно понять. У меня возникло огромное любопытство, когда я прочитал статью, потому что в ней был точ- ный, замкнутый образ. Он содержал в себе очень тонкую вещь — то, за что мы все любим или не любим Москву. За то, что она сильно отличается от Петербурга. За то, что она дико купеческая. За то, что она очень богатая, грубая, вороватая, пестрая, честная. И жизнь в Москве такая же — быстрая, шумная, вульгарная. Но в ней есть воздух, энергия.

Вообще, это история про москвичей. Любопытно ведь — сколько бы ни разрушал город Лужков, или кто там будет дальше продолжать, с ней ничего не произойдет, потому что она и так эклектичная, аляповатая, как храм Василия Блаженного. В этом ее сила и жизнь. А в Петербурге разломай дом, и любой новый на его месте будет торчать колом. Потому что весь город — ансамбль.

Есть преемственность между купечеством и публикой «Пушкина»? 

Да-да, это все абсолютно то же самое. Их объединяют большие, шальные деньги и такие же страсти и запросы.

Сценарий оставлял варианты для актерских импровизаций? 

Ну, нет. Это было только в случае с Сергеем Шнуровым. Я ему дал почитать сценарий, он говорит: «Слушай, а допиши мне роль! Я много дней и ночей провел в “Пушкине”, и больше всего меня раздражала арфистка, которая сладко перебирала струны и дико меня бесила. Давай я буду сидеть за столом, а потом...». В общем, вы сами увидите, не хочу раскрывать. В сценах с Сергеем были заняты Василий Бархатов, Максим Семеляк и Василий Уткин. Они все не актеры, зато ближайшие друзья, я подобрал их по этому принципу и попросил про- сто беседовать в кадре. Это единственный случай, где была импровизация, а все остальное — четко по сценарию.

   

Они сделали это

Клавдия Коршунова

актриса

Как-то Боря мне ска- зал: «Коршунова, я со- бираюсь снимать один проект, но для тебя у меня есть только роль без слов. Мне кажется, будет очень смешно, если вы с Хазановой будете просто есть суп, ха-ха». Ну разве мож- но было отказаться? Я вообще не думаю, что есть здравомыслящие актрисы, способные отказаться от участия в картине Хлебникова. Этот фильм доказал, что можно не ждать го- дами, клянча деньги, а снимать кино. Возмож- но, именно за такими проектами будущее, а другого для нашего независимого кино я пока, к сожалению, не могу разглядеть.

 

Павел Костомаров

оператор

Сценарий мне по- казался совершенно неинтересным, скуч- ным, но мне были интересны люди, и я сказал: «Ладно, ваш сценарий говно, но вы хорошие». Хотя я вовсе не уверен, что разбираюсь в сцена- риях и могу судить о результате. Для меня эта схема не сюрприз — любой стартовый фильм ты снимаешь за свой счет. Си- туация в стране на- столько опустилась, что для многих это становится наиболее реальным способом производства.

 

Артем Семакин

актер

Я с большим уваже- нием отношусь ко всему, что делает Боря. Предложение принял с энтузи- азмом и получил огромное удоволь- ствие от работы. В небольшом эпизоде я играл роль х...евого продюсера, которых в нашей стране раз- велось до фига. Мне очень любопытно, что из этого полу- чится и будет ли эта тема с процентами иметь продолжение в России. Буду рад, если из этой затеи что-то выйдет.

 

Алиса Хазанова

актриса

Я у Бори снимаюсь без вопросов, мне вообще не надо, что- бы он что-то объяс- нял. А еще я никогда в жизни не дралась с таким удовольстви- ем, как на съемках этой картины. То есть я вообще, кажется, дралась в первый раз в жизни!/sub>

 

Елена Степанищева

продюсер

Со всеми участниками мы заранее оговори- ли примерные суммы. Расчет минимальной прибыли был такой: новое кино Бориса Хлебникова с из- вестными актерами можно продать на телевидение мини- мум за двести тысяч долларов. Тысяч триста можно собрать с проката и еще пятьдесят получить от продажи DVD. Затем сто тысяч мы должны вернуть — это деньги, которые на съемки дали инвесторы. И от оставшихся мы рассчитали процент, который составляет примерный гонорар известного актера в независимом кино.

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: