• Журнал
  • Главное
Главное

Поделиться:

Владимир Вяткин

Трижды триумфатор World Press Photo и победитель Golden Eye, привлекавшийся к проектам National Geographic, приехал в Самару, чтобы возглавить строгое жюри конкурса «Самарский взгляд» и рассказать, по каким правилам живет современный фотограф.

В этом году «Самарский взгляд» был непредсказуем. В одних номинациях дали два первых места, в других - только бронзу. С чем это связано?


Нужно многое менять. Во-первых, нельзя оценивать серию и отдельное фото в одной категории. Например, в этом году в категории «Природа» одинаковое количество баллов набрали серии, где автор проводил съемку, порой жертвуя жизнью (Стоян Ва-сев «Волга, рыбы нет»), и фотография, которая сделана случайно, в нужное время в нужном месте (Георгий Фролов «На закате дней»). Во-вторых, оценивать должны и молодые. Мы в какой-то мере уже устарели, отстали от жизни. Не надо забывать, что мы работаем в общих интересах. Мы открываем имена не только самарских участни-ков, а новые имена российской фотографии в целом. Россия - страна не визуальной культуры, и в этом плане очень повезло, что областной Союз журналистов и админи-страция города сделали Самару исключением: организовали традиционный всерос-сийский конкурс фотографии.


Что значат ваши слова: «Россия - страна не визуальной культуры»? У нас нет хороших фотографов?


Россия - литературная, балетная, шахматная, какая угодно, но не визуальная. Не из-за того, что не было и не будет великих фотографов, а потому что российское обще-ственное сознание не видит поток материальных и культурных ценностей. Я открою вам маленький секрет, фотография сегодня - это сложнейшая визуальная культура, самая динамично развивающаяся и социально доступная. Легче написать хорошие стихи, роман, живописное полотно, неплохую музыку с помощью синтезатора. И все потому, что временное пространство у писателя, художника, музыканта шире, оно практически бесконечно: можно перезаписать, пересочинить. А временное простран-ство фотографа - доли секунды. Либо шедевр, либо мусорная куча. Если бы хорошие снимки так легко делались, я бы этим никогда не занимался, было бы скучно.


Что не скучно сегодня в фотографии?


Для меня сейчас самое ценное - умные фотографии. Каждый раз, прежде чем нажать на кнопочку, нужно задать себе вопрос: «Зачем я это снимаю?». Если ответ есть – снимай, если нет ответа - сделай еще кружочек, подыши воздухом, выпей чашечку кофе.


Проигрыш, как и победа, - бешеный стимул для работы.

Что самое сложное для фотографа?
Найти тему. За сто девяносто лет существования фотографии все снято и переснято. Секрет в том, чтобы запечатлевать то же самое, но в иной интерпретации, с другим художественным акцентом. Большое значение приобретают бесконечные стилистические возможности.


Может ли фотограф повлиять на историю? Порой некоторые кадры становятся лозунгами.


Фотография не может решить проблему войны и мира, но может ее обозначить. Нуж-но уметь предвидеть завтрашний день. В моем опыте такое было совсем недавно. Ко-гда я, за четыре месяца до событий на Майдане, четырьмя фотографиями показал, что будет война. Я видел там отношения молодого и старого поколения: эти взгляды, эту робость и неуверенность ветеранов войны в завтрашнем дне. Фотографу нужно немного быть психологом. Сейчас время документальных фиксаторов, хроникеров - это самое легкое. Война стала очень доступной, и многие рвутся в горячие точки. Там за-крой глаза и снимай в любую сторону: все равно попадешь. Не нужно искать, все на поверхности: если инвалид, то он обязательно в коляске. Так понятнее. А ты попробуй снять человека с душевной болью в пустой комнате. Это очень тяжело, но возможно. В Самаре жизнь более спокойная в отличие от Москвы, Европы, Сирии, Украины. Здесь процессы иные, глубинные. Их нужно найти, откопать. Всегда нужно рассказы-вать историю к фотографии. Однажды я отправил свою серию на мировой конкурс фотографии и был уверен в победе, но не занял никакого места. Первый снимок - солдат, покалеченный в первый день своей службы в Афганистане. Последний кадр - тот же парень, но через двадцать восемь лет: я постоянно приезжал к нему и делал фотографии. Но жюри конкурса просто не поняло, что это один и тот же человек, настоль-ко разительны были изменения.
В этом году вы стали победителем конкурса HIPA, который курирует наследный принц ОАЭ. Что чувствуете, поднимаясь на сцену за очередным призом?
Всякая серьезная работа и победа ощутимы лишь тогда, когда в это вложены очень большие физические силы, свободное время, профессиональный уровень и деньги. Поэтому, когда побеждаешь, меняется внутреннее состояние. Нельзя привыкнуть к победам. Они дают бешеный стимул для следующего шага. Но еще больший стимул дает проигрыш. Когда проигрываешь, начинаешь анализировать и пытаешься понять «почему». Это старание понять и выиграть в следующий раз и есть развитие. Поэтому каждую удачную работу нужно выставлять, делиться своим опытом и тем самым учиться.


А еще важно знать, что: Владимир Вяткин с камерой побывал в одиннадцати «горя-чих точках», в том числе в Чечне, Афганистане, Вьетнаме. Любит долгие фотопроекты, некоторые серии снимает в течение десятилетий. Был внештатным фотографом Ра-исы Горбачевой. Снимал серию про маньяка Чикотило. Трижды стал победителем, а затем и членом жюри World Press Photo. Воспитал несколько поколений фотографов, в том числе Дмитрия Астахова, личного фотографа Дмитрия Медведева. Уверен, что для этой профессии нужна одержимость.

Текст: Ксения Гаранина

Фото: Николай Федорин

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: