• Журнал
  • Главное
Главное

Поделиться:

Джоанна Стингрей обещала шиш

Актер Александр Лушин – о том, как правильно сеять разумное, доброе вечное

Думаю я, что обществу непременно нужно напомнить: есть на свете хорошие вещи и добрые дела. А способ сделать так, чтобы это до всех дошло, только один и остался – реклама. Но не та плохая, что программирует на вписывание в общество потребления (потрать много денег, и будет круто), а та, которую называют социальной. До сей поры были у нас некоторые не то чтоб удачные образцы таковой. Помните чувака, который никак не мог выключить лампу, потому что не заплатил налоги? Или явившуюся, как Венера из пены «Красной волны», Джоанну Стингрей с ее милым пионерским призывом «не надо мусорить, да?» в опупевшей от перестройки стране? Но все это не сильно цепляло.

Чтобы достичь нужного эффекта, надо следовать законам той плохой и вредной рекламы до конца. То есть обещать какое-нибудь вознаграждение. Мы с восторгом приобретем чудо-зубочистку, если реклама нам клятвенно пообещает полный «Голливуд» во рту до конца дней наших уже после третьего тычка. А Джоанна Стингрей нам чего обещала? Шиш с маслом обещала, вот и пошли мы гадить направо и налево. От этого процесса нас не оторвало бы даже действительно талантливое творение соцрекламы – плакат Гаврилы Лубнина, который я видел в частном собрании. На нем под хрестоматийным лозунгом «Это твой город!» был изображен черный, как на дорожных знаках, только с улыбкой от уха до уха, профильный силуэт человека, у которого из пятой точки вылезала коричневая колбаска, строго взятая в красный перечеркнутый кружок. Все круто, но золотое правило рекламы – что-нибудь посулить – и здесь не было соблюдено. «Наш город – хотим и срем» – вот и весь результат. Тот же Гаврила украсил брандмауэр изображением двух скалящихся уродов с позитивным слоганом «Не ссорьтесь». Не прокатит. Вот если бы так: «Не ссорьтесь, и ваша улыбка будет неотразимой, вы забудете о геморрое и прыщах, а волосы станут здоровыми и шелковистыми!» – толку было бы больше.

Можно использовать более агрессивную версию эффективной социальной рекламы, типа «не делай и не получишь», – пожалуйста! Представьте: едете вы в метро на эскалаторе, а приятный женский голос из репродуктора вам вещает: «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью с особой жестокостью, издевательством или мучениями для потерпевшего, а равно в отношении лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. Статья 112 пункт “в”». И не выключишь, и с эскалатора не соскочишь. Эффективно. Но как-то грубовато.

В нашей культурной столице можно «культурки подпустить» – повести разговор с таргет-группой на языке классиков. Например, заходите вы в кабинку общественного туалета, защелкиваете замок и слышите у себя за спиной вещающий откуда-то из бачка голос Евгения Евстигнеева (Царство ему Небесное): «Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха! Михаил Булгаков, “Собачье сердце”». Такой ролик можно было бы запустить и на радио и на ТВ, все же это кино любят и знают. Хотя нет, слабовато. Как петербуржцы и гости города поймут, что мочиться мимо все-таки не следует? Ну начнется разруха, и что? Что мы, разрухи не видели? Конечно начнется, пс-с-с-с-с… Гораздо действенней было бы так: «Попади в самую середину, не разбрызгай ни капельки и получи в подарок уникальную возможность дернуть за ручку! Для VIP-клиентов мытье рук – бесплатно!». Думаю, в сортире будет почище. Кажется, даже библейские истины сегодня можно донести до людей только в форме рекламы: «Не убий и стань участником лотереи! Главный приз – поездка в Рай!». Или: «Не укради – и выиграй чистую совесть!». Что такое совесть – потом разберемся, главное – выиграй! Фактически на халяву.

Следите за нашими новостями в Telegram
Материал из номера:
ТОП 50 2006

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: