В Самаре, на углу улиц Молодогвардейской и Некрасовской, стоит красивейшее здание – доходный дом купца первой гильдии, почетного жителя города Павла Васильевича Щетинкина. С объявления о продаже квартиры, размещенного на витражных окнах второго этажа особняка, и началось наше знакомство с юным вундеркиндом Даниилом Богдановым.
Его мама Эмма сразу разглядела в сыне будущего пианиста. Когда в год он услышал «Реквием» Моцарта, восторженно дирижировал, стоя уже без помощи взрослых. Игрушки навсегда заняли место в коробке, а им на смену пришла игра на фортепиано. В пять лет, увидев сцены из балета «Маскарад», мальчик в антракте прочел либретто, чтобы лучше понять развернувшуюся перед ним красоту, и заявил о своем желании заняться балетом. Спустя год Эмму ожидало новое открытие: «Мама, я стану писателем». Даниил писал стихи, сказки и рассказы.
Сегодня шестнадцатилетний гений учится на первом курсе Московского государственного колледжа музыкального исполнительства имени Фредерика Шопена при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского в классе народной артистки России, профессора Веры Васильевны Горностаевой. Он единственный на курсе сдал первую сессию на отлично. Имя Даниила Богданова вписано в «Золотую книгу Самарской области», а в наших сердцах поселилась вечная музыка в его исполнении.
Катерина Гущина : Обладатели редкого таланта зачастую проживают жизнь в состоянии высокого нерва. Переживали за сына, когда поняли, что он наделен гением?
Эмма Богданова: В два с половиной месяца он произнес целое предложение. Конечно, я не ожидала, но, не пожелав испугать ребенка, не стала бурно демонстрировать удивление. Я на все реагирую, как на само собой разумеющееся, не сравнивая сына с другими ни в лучшую, ни в худшую сторону, поскольку считаю, что раскрытие потенциала возможно, пока не прозвучит слово «достижение» — это ограничивает. Особенно из уст авторитетного для ребенка человека. Поэтому для нас с Даниилом нет достижений — только до определенного уровня раскрытые возможности. Необходимо поддерживать в ребенке природную любознательность как можно дольше. Но самое важное, чтобы он точно знал: мамина любовь безусловна. Тогда он чувствует себя защищенным, не тратится на завоевание хорошего отношения к себе, направляет высвобожденный таким образом ресурс на познание неизвестного мира и себя в нем.
Гущина: У него свободное время бывает?
Богданова: Застать Даниила без дела нельзя. Если появляется минутка, он читает, что называется, взахлеб и не по возрасту. Скорость невозможная — словно пробегает глазами по диагонали. Кстати, у него еще и невероятная структурированная память: отчетливо помнит, какая стояла погода и что происходило в конкретный день.
Гущина: Даниил своими выступлениями завершает фортепианные концерты, что считается знаком отличия для музыкантов, выигрывает конкурсы. Это приносит заработок?
Богданова: В 2010 году он получил премию Министерства культуры России, спустя два года — стипендию президента, затем мэра Самары и премию губернатора. На эти деньги мы и живем с тех пор, как уехали в Москву учиться, — спонсоров у нас нет.
Гущина: Ваш сын уже юноша, и число соблазнов растет, в то время как жизнь талантливого человека жестко спланирована и полностью подчинена творчеству. Он успевает вдохнуть свободы, похулиганить?
Богданова: Распорядком дня Даниила я никогда не занималась. Основу наших с ним отношений составляет полное доверие и договоренность, что каждый занимается своим делом с максимальной отдачей. К хулиганству у него склонностей нет, если понимать это в деструктивном ключе. (Улыбается.) А так, конечно, он любит активный отдых и спорт.
Гущина: Сюжеты фильмов об отношениях мамы и одаренного ребенка часто полны драматизма. В них показаны непростые чувства и то, как мама жертвует личной жизнью ради чада, развивая редкий дар. У вас тоже так?
Богданова: Ой, нет, никаких драм. (Улыбается.) Если рождение ребенка обдуманный шаг, это изначально подразумевает некую жертвенность, осознанное ограничение. Ты отдаешь ему свою любовь, а значит, заботу, время — всю себя. В противном случае любовь несовершенна. Чувство, которое растет вместе с нами, нас же и питает.
Даниил Богданов
«Мама подарила мне качества, которые я ценю теперь в людях: доброту, любовь, настоящность. Без них любое воспитание — простая дрессура, выработка условных рефлексов с помощью кнута и пряника. В таком подходе нет подлинной любви, нет того питательного эликсира, который взращивает. ВосПИТАНИЕ. Правильное слово».
Текст: Катерина Гущина
Фото: Екатерина Мусаткина
Комментарии (0)