Авторские куклы сегодня — это новый вид искусства. Тематические выставки собирают народу больше, чем начало продаж коллекции Maison Martin Margiela в H&M, а по количеству лайков их герои уверенно настигают котят, с ходу становясь объектом желания и коллекционной редкостью. Журнал «Cобака.ru» нашел шесть дизайнеров, которые делают настоящие шедевры — от текстильных хипстерских лисят и фарфоровых шарнирных принцесс до деревянных реконструкторских пандор и уретановых фэшн-див.
Александра Кукинова
Выпускница школы-студии МХАТ и театральный художник придумывает фарфоровых кукол исторических персонажей и дам света и одевает их как на премьеру: в антикварные кружева, шелк и драгоценные камни.
Сколько я себя помню, лет с четырех, одеваю кукол. Бумажных — в тысячи сменных нарядов, пластмассовых — в «старинные» туалеты из кружевных еще дореволюционных занавесок моей бабушки. Одевала и тряпичных кукол, сделанных собственноручно из обрезков тканей, доставшихся от театральной мастерской, которая находилась в подвале нашего дома на Сретенке. Все это привело меня в Школу-студию МХАТ, которую я окончила театральным художником по костюму. И продолжила совмещать свое «детское» занятие с работой в театре. А в начале 1990 года папа помог мне основать компанию «Александра», которая выпускает коллекционных фарфоровых кукол.
Если кукла не складывается сразу, я ее откладываю. На заре нашей деятельности мы не могли причесать Зинаиду Гиппиус, копию знаменитой картины Леона Бакста. Дама оказалась с характером. Кстати, я очень люблю делать такие копии — к примеру, картин Головина. Это своего рода академия, так я учусь у мастеров. Я постояннно копаюсь в архивах, изучаю историю, у меня огромная библиотека. Я ведь и сама преподаю: веду курсы, на которых пытаюсь в краткой форме рассказать о внутренней связи стиля с внешними проявлениями в костюме. Связываю вместе мебель, архитектуру, мораль, литературу и форму туфельки.
Я ничего не делаю на заказ, потому что плохо работаю в таком режиме. Много лет нас терзали просьбой изготовить кукол Николая II и его семьи. Но наши портретные куклы изображают людей, которые принадлежат к театральному пространству или кино. Это не трагически погибшие люди, которых мы просто не можем сделать.
Куклы нашей компании, конечно, не являются игровыми в прямом смысле этого слова. Их не разденешь, не оденешь и прическу не сделаешь. Но они способны создавать вокруг себя пространство, в котором можно играть, мечтать, вспоминать, путешествовать. Важно, чтобы предметы, которые тебя окружают, были тебе созвучны. У меня в мастерской стоят и традиционные японские куклы, и азиатские марионетки, и работы моих друзей-кукольников. И мне с ними хорошо.
Похожи ли куклы на своих авторов? Конечно, похожи. И не только внешне, а еще и внутренне. Они вольно или невольно говорят о нас больше, чем, может быть, нам хотелось бы.
Московский фотограф Максим Полубояринов, с которым мы дружим много лет, снимает наши работы и как никто другой знает, что иногда кукла «не хочет» фотографироваться и на то, чтобы ее «уговорить» можно потратить не один день.
проект: Анна Дружинина, Радиф Кашапов
Комментарии (0)