• Журнал
  • Главное
Главное

Поделиться:

ТОП 50. Валерий Лукин и Владимир Липенков

наука

Валерий Лукин

Владимир Липенков

В феврале этого года российские ученые достигли поверхности озера Восток — водоема, который был изолирован подо льдом сотни тысяч лет. Сотрудники Арктического и антарктического НИИ Росгидромета, начальник Российской антарктической экспедиции Валерий Лукин и главный гляциолог станции Восток Владимир Липенков рассказали, что нас ждет в глубине.

Валерий Лукин

О существовании подледного озера Восток впервые стало известно в 1994-м, и уже в следующем году Российская антарктическая экспедиция приступила к его исследованию с помощью геофизических дистанционных методов. Напрямую с буровыми работами дистанционное изучение не связано, но именно благодаря ему были построены многочисленные карты и получены такие важнейшие параметры озера, как площадь водного зеркала, толщина осадочных пород, водного слоя и ледника над ним, конфигурация береговой черты. Эта работа была завершена к 2008 году. С помощью двух независимых методов — радиолокации и сейсмического зондирования — была измерена толщина ледника: 3750 плюс-минус 20 метров. Результаты бурения показали цифру 3769,3 метра, это говорит о высокой точности геофизических методов и о том, что они оправдались. То есть все карты, построенные исходя из этих предположений, верны. Это важнейший результат, но из-за эйфории, вызванной успехом бурового проекта, на него как-то не обращают внимания.

5 февраля 2012 года в 20.20 по московскому времени было осуществлено проникновение в озеро. Но говорить о том, что мы стоим на пороге сенсации, преждевременно. Отбор воды еще не состоялся, а те образцы, которые взяты, — случайные. Это вода, которая попала в буровой снаряд, ее всего три-четыре литра, и она смешана с керосином. Об основных результатах мы узнаем, когда в летнем сезоне 2012/2013 года приступим к бурению «свежезамороженной» воды, которая поднялась по стволу скважины, как это и предполагалось российской технологией экологически чистого проникновения в озеро.

В изучении озера Восток соприкасаются интересы нескольких наук: гляциологии, палеоклиматологии, биологии, геологии и, безусловно, космических исследований. Уже существуют предположения, что такие водные пространства, как озеро Восток, могут существовать подо льдом в полярных шапках Марса либо на некоторых спутниках Юпитера. Таким образом, подледниковые озера Антарктиды являются прекрасным полигоном для отработки инженерных решений и технологий, которые будут направлены на другие объекты Солнечной системы.

Ожидать, что мы найдем в озере какие-то формы жизни, пока не очень приходится. Наши микробиологи говорят, что озерный лед практически стерилен: концентрация органических клеток в нем чрезвычайно мала. Да, на более низких горизонтах были обнаружены три ДНК молекул бактерий-термофилов. Это бактерии, которые живут в воде с температурой свыше шестидесяти градусов, они есть в гейзерах Йеллоустонского национального парка или подводных «курильщиках» Срединно-Атлантического хребта. Их наличие не исключает того, что на дне озера когда-то существовала либо существует сейчас активная геотермальная деятельность. Также не исключено, что водная толща озера может оказаться двухслойной: сверху достаточно чистая пресная вода, образованная за счет таяния ледника, а ниже — минерализованный слой. Сказать, где эта граница, можно будет только после проведения гидрологических исследований самой толщи воды. Но даже если мы ничего не обнаружим, с точки зрения биологии это будет феноменальный результат: оказывается, на Земле есть такие природные среды, где нет вообще ничего живого. Это ведь тоже уникально.

Владимир Липенков

Объем воды в озере Восток — более шести тысяч кубических километров. Это пятое по объему пресноводное озеро на нашей планете, сравнимое по размерам с Ладожским и по глубинам с Байкалом. Лаборатория изучения климата, которую я возглавляю, играет ключевую роль в исследовании ледяных кернов озера Восток. Оно является центральным элементом подледной гидрологической системы Антарктиды. Но одно дело, когда под ледником коренные породы, другое — когда лед плавает в воде. Поэтому один из крупных интересов связан с изучением роли озера в динамике ледникового покрова, который меняется с изменением климата.

Появление лаборатории изучения климата совпало с прогрессом бурения на станции Восток. В 2008 году было принято решение о ее создании, а в 2011-м уже установили первые приборы. С самого начала она задумывалась как лаборатория, которая будет конкурентоспособна и узнаваема на мировом уровне. Проникновение в подледниковое озеро Восток вызвало очень много откликов, это действительно международное признание. Теперь давайте посмотрим, как технологический успех будет реализован в виде научных результатов.

Помимо исследования озера Восток мы изучаем палеоклимат, чтобы понять, в какой стадии развития мы находимся и что нас ждет впереди. Ледяные керны — самый информативный источник, позволяющий количественно реконструировать изменения температуры, химический и газовый состав атмосферы за продолжительный отрезок времени и понять, какие факторы определяют эти изменения и приводят к глобальным изменениям климата. Например, в контексте климатической истории сейчас мы живем в одну из межледниковых эпох. Керны с Востока позволили реконструировать пять таких эпох и четыре больших климатических цикла, в среднем по сто тысяч лет. Когда говорят, что завтра ледниковый покров Антарктиды растает, это ерунда. Все климатические процессы имеют определенную скорость. Но в дальней перспективе, через двенадцать тысяч лет, нас ждет новый ледниковый период. Есть время подготовиться.

Текст: Вадим Чернов

Фото: архив Арктического и антарктического НИИ

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: