• Журнал
  • Главное
Главное

ТОП 50. Петр Свидлер

спорт

Петр Свидлер

В свои тридцать пять лет гроссмейстер — трехкратный чемпион мира по шахматам Фишера и один из самых титулованных шахматистов планеты. В 2011-м Свидлер в шестой раз стал чемпионом России и первым россиянином, выигравшим Кубок мира, а значит, будет бороться за звание чемпиона мира в следующем году.

После выигрыша Кубка у меня появилась четкая цель, которой не было долгое время. Я попал в число восьми человек, которые в марте 2013 года начнут сражение за титул чемпиона мира. А наличие такой цели, особенно с моим складом характера, очень важно, это дисциплинирует. Уже нельзя сидеть на одном месте и говорить себе: «Сегодня я буду думать хорошие мысли, и это сделает меня более правильным человеком». Вместо того буду разбирать свои дебютные дыры.

Сейчас, безусловно, шахматы далеко не так популярны, как в советское время, и дело не только в том, что государство стало меньше ими интересоваться. Раньше отдать ребенка в шахматную секцию было статусно и престижно, да и выбора особого не было, поэтому талантливые дети попадали в поле зрения тренеров. А в Америке этот вид спорта до сих пор рассматривается как занятие для социально неадаптированных одиночек. Сама жизнь сильно изменилась, и родители предпочитают отдавать детей в другие секции. В плане же организации ничего серьезно не поменялось: тренерами работают те же самые люди, только они стали на двадцать лет старше. Мне кажется, как раз сейчас маятник качнулся в обратную сторону и интерес к шахматам возрождается. Они стремительно развиваются и молодеют, все крупные турниры можно смотреть онлайн.

Идея шахмат Фишера очень проста. Пешки остаются на своем месте в первом ряду, а фигуры во втором ряду перемешивают случайным образом, соблюдая два правила: слоны по-прежнему один белопольный, другой чернопольный, и рокировка возможна из любой начальной позиции. Всего вариантов начального расположения фигур на доске девятьсот шестьдесят, поэтому наиболее распространенное название этой игры — chess 960. Меня, как человека ленивого, в ней привлекает то, что не надо готовиться, просчитывать дебюты, потому что предугадать, как встанут фигуры, все равно невозможно. Почти все сильные шахматисты играют в chess 960 с огромной радостью, потому что там дается возможность для самовыражения, игры в свое удовольствие — на тебя не давит рейтинг, не надо никому ничего доказывать.

Ко мне приклеился ярлык «англофил», и я не возражаю, это действительно так. Очень люблю Лондон, обожаю сериалы Monty Python и «Дживс и Вустер». В конце концов, любой человек, который любит и понимает крикет так, как я, — а я мог бы даже судить крикетные матчи, так хорошо разбираюсь в тонкостях игры, — уже никуда не денется от этого определения. Мысли об эмиграции, конечно, были, но мне очень комфортно в Петербурге, а сейчас, когда я окончательно врос корнями в эту землю, женился, мои дети ходят здесь в школу, уезжать уже поздно. Кстати, существует распространенное мнение, что появление семьи негативно сказывается на карьере шахматиста, но меня это совершенно не пугало.

В какой-то момент я подсел на разнообразные сериалы. Получаю странное удовольствие от заполнения своего жесткого диска: посмотрел сериал, стер его, место освободилось, записал новый… На данный момент больше всего мне нравятся Game of Thrones и Breaking Bad. А Endgame — любимый сериал всех шахматистов, для нас это чистой воды комедия, просто трэш и угар, я бы сказал. Моя любимая сцена — когда встречаются два сильнейших гроссмейстера мира и при этом у одного игрока не хватает чистой фигуры. Она никуда не могла деться, ее просто забыли поставить. Тем не менее отторжения такие ляпы не вызывают: мы привыкли к тому, что никто ничего не понимает в пешках и ладьях и режиссерам обычно лень нанимать нормального консультанта, а создатели Endgame хотя бы попытались. По сравнению с другими изображениями шахматного спорта в мировом искусстве этот сериал просто блестящий.

Написать книгу о шахматах мне предлагали неоднократно, но я слишком трепетно отношусь к книгам, чтобы писать что-то проходное, а создание действительно хорошей работы — это очень тяжелый труд. Качественных изданий, названия которых что-то значат для любителя шахмат, немного, можно пересчитать по пальцам рук. Так, Алексей Широв выпустил замечательную книгу Fire on Board, «Доска в огне», ее название уже стало нарицательным. Куда мне до него или Гарри Каспарова, от книжек которого все в восторге, тем более что новый сезон Breaking Bad начнут снимать уже в июле?

Фото: Иван Куринной

Текст: Виктория Пятыгина

Благодарим за помощь в организации съемки ГМЗ «ПЕТЕРГОФ»

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: