наука
Александр Аверьянов
Заведующий лабораторией териологии Зоологического института РАН Александр Аверьянов открыл и описал новый вид динозавров, живший на территории Сибири, килескус аристотокус.
Что представлял собой килескус, кости которого вы обнаружили в Сибири?
Килескус аристотокус переводится как «ящер благородного происхождения». Это был покрытый перьями хищник, который ходил на двух ногах. Он является представителем большой группы целурозавров, предков птиц. Точнее, он относится к семейству тираннозавридов, в которое входит тираннозавр рекс, главный герой фильма Спилберга «Парк юрского периода». Судя по костям, которые мы нашли, килескус был небольшим животным, примерно полтора метра в высоту и три в длину. Однако это у людей рост к определенному возрасту останавливается, а рептилии растут в течение всей жизни, со временем этот процесс замедляется, но не прекращается. Поэтому размер ни о чем не говорит: может быть, нам попался не очень взрослый экземпляр килескуса.
В России долго не находили динозавров. В чем причина?
Первая причина — историческая: русский народ был темен и дик. Вот английские рабочие были хорошо образованны, те из них, кто трудился в горных шахтах, собирали найденное под землей и передавали ученым целые коллекции. Так в XVIII веке были сделаны находки первых мезозойских млекопитающих и целурозавров, которые близки к килескусу. Когда же останки ископаемых ящеров попадались русскому мужику, он не знал, что это такое и что с ними делать. Поэтому костями ихтиозавров мостили дорожки, другие находки использовали для удил и удилищ. Был случай, уже в 1920-е годы в Пензе нашли скелет мозазавра, оставили на ночь — и к утру местные жители все растащили. Вторая причина — в России почти нет так называемых bad lands — участков, лишенных растительности, и прерий, где горные породы выходят на поверхность и кости можно найти едва ли не под ногами. У нас вся земля покрыта лесом. И хотя есть масса отложений, где можно собирать кости, они находятся либо в недоступных руслах рек, либо в искусственных карьерах. В Сибири мы работаем в карьере. А третья причина — отсутствие ученых. Если в Европе и Америке палеонтологией занимались десятки специалистов, то у нас в начале ХХ века был один Николай Боголюбов. Он изучал морских ящеров, описал первого птерозавра из России, после революции был сослан в Воронеж и там умер.
Что самое трудное в ваших экспедициях?
Обычно мы месяц в году проводим в Сибири и месяц, но не каждый год, в Средней Азии. Самое трудное в сибирских экспедициях — общаться с местным населением. Тяжело видеть, сколько эти люди пьют и что с ними происходит. Мне больше нравится работать в пустыне: туземное население настроено дружелюбно, комаров нет, костей много, и копать их не надо — лежат на поверхности, да еще и тепло!
Как и почему вы заинтересовались древними ящерами?
Меня, вообще, интересует эволюция жизни на Земле, а динозавры — только как ее часть. Мой основной научный интерес — эволюция млеко- питающих в мезозойскую эру. Млекопитающие возникли, как ни странно, одновременно с динозаврами, примерно двести пятьдесят миллионов лет назад, и внешне чем-то походили на современных мышей. У этих существ имелось одно преимущество: они были теплокровными. Некоторые динозавры были настоящими машинами-убийцами, съедающими все, что попадалось на пути. Днем у млекопитающих не было никаких преимуществ, но благодаря теплокровности они сумели перейти на ночной образ жизни. В связи с этим у них утратилась важная особенность — цветовое зрение. У большинства современных млекопитающих, кроме приматов, черно-белое зрение. У обезьян же — а мы с вами обезьяны — цветовое зрение возникло вторично. Отложения, которые мы изучаем в Сибири, относятся к юрскому периоду, когда произошел эволюционный взрыв и появились все основные группы млекопитающих и динозавров. Они развивались одновременно, и у них похожая судьба: и те и другие ныне господствуют на Земле среди позвоночных.
Разве динозавры не вымерли?
Конечно же нет. Все существующие птицы — их потомки.
Теория эволюции по-прежнему популярна?
А как еще восстановить цепь причинно-следственных связей, приведших к появлению человека? Меня всегда интересовал вопрос, насколько закономерным был этот процесс. Когда начинаешь изучать его в деталях, то понимаешь: было такое количество случайностей, что интел- лект вполне мог появиться не у обезьян, а у каких-нибудь других животных. И на нашем месте вполне могли оказаться, например, разумные бегемоты, которые сейчас изучали бы эволюцию.
Фото: Андрей Давыдовский
Текст: Мария Элькина
Визаж: MAKE-UP ART SCHOOL Елены Крыгиной
На Александре: пуловер KITON (KITON)
Комментарии (0)