• Журнал
  • Главное
Главное

ТОП 50. Дуня Смирнова

кино

Дуня Смирнова

Фильм «Два дня» был воспринят как точный рассказ о взаимоотношениях интеллигенции и власти: Ксения Раппопорт блестяще исполнила роль музейного работника, а Федор Бондарчук по-новому раскрылся в образе федерального чиновника. Развивает тему следующая лента — комедия об интеллигенции и народе «Кококо».

Объединяются ли фильмы «Два дня» и «Кококо» в дилогию?

Аналогия напрашивается, но она ошибочна: это две очень разные и по стилистике, и по интонации картины. В «Двух днях» я попробовала добросовестно сделать жанровую картину — насколько сама понимаю, романтическую комедию. Снимая фильм, я пыталась угодить зрителю. Не заигрывать, не заискивать перед ним, а именно угодить. Как показал прокат, мне это не очень удалось. В «Кококо» я, напротив, чувствую себя вправе делать то, что хочется мне самой, и исхожу из соображения, что если это интересно мне, значит, найдутся люди, которым тоже будет интересно.

Как бы вы определили жанр «Кококо»?

Непростая задача, но попробую. Я считаю, что это черная комедия. Вообще, «Кококо» — история психологическая. Впрочем, сейчас все принято считывать очень социально. Например, в незатейливом ромкоме «Два дня» обнаружили невероятные социальные подтексты.

В первую очередь политический — о создании положительного образа власти?

Вот именно. Поэтому я уверена, что так же будут считывать и сейчас — как кино про интеллигенцию и народ. Безусловно, в сюжете это есть, но мне важно иное. Во-первых, диалог двух женских душ или энергий, так как я считаю, что сейчас наступило женское время. Во-вторых, фильм об утрате языка: в России разные социальные страты полностью утратили способ коммуникации. Обладая единой лексикой, мы понимаем под одними и теми же словами совершенно разное.

Как и персонаж Ксении Раппопорт в «Двух днях», героиня Анны Михалковой в «Кококо» у вас снова музейный работник. Почему?

Я люблю и неплохо знаю музейный мир, очень хотела снять именно Кунсткамеру, потому что с ней связаны переживания и мысли, которые мне хотелось зафиксировать. А вымороченность музейного мира очень точно отображает контраст между героинями фильма. В «Двух днях» музейный работник возник при совершенно иных обстоятельствах. После заказа на сценарий с Федором Бондарчуком в главной роли мы с моим постоянным соавтором Аней Пармас прикинули, кем он мог бы быть. Бандита играл, олигарха тоже, кто же остается с его глянцевой физиономией? Только чиновник. Значит, по законам ромкома отношения с героиней он должен начать с острого конфликта. Кто же противостоит чиновничеству? Конечно, интеллигенция. А ее квинтэссенция и есть музейный мир.

То есть вся история шла от актеров?

Конечно, именно поэтому мне так смешно читать про политический заказ. В «Кококо» все иначе: тут очень важна Кунсткамера, мои ассоциации, связанные с коллекцией анатомических препаратов. Лиза, героиня Михалковой, не просто музейный хранитель, а этнограф, поскольку Кунсткамера работает и как научное заведение. Тема антропологии и этнографии заложена в самой истории взаимоотношений героинь.

В том смысле, что Лиза изучает свою новую знакомую как ранее невиданный, непонятный человеческий тип?

Да, совершенно точно.

Яна Троянова в роли Вики появилась в фильме после того, как вы увидели ее в «Волчке» Сигарева?

Я помню, как вышла с показа «Волчка» на «Кинотавре» и сказала Ане, что мы должны сделать все возможное, чтобы придумать историю для Анны Михалковой и Яны Трояновой, — крупнейших актрис поколения. Можно сказать, что сценарий родился из желания увидеть их вместе на экране.

Почему фильм «Кококо» стал получаться только с уходом от первоначально более жесткого сценария в комедию?

Пять месяцев мы с Аней Пармас пытались написать «Кококо» как драму, и ничего не получалось. Как только мы поняли, что все то же самое нужно сделать в комедийном ключе, сценарий был закончен буквально за несколько дней. При этом ни синопсис, ни «поэпизодник» вообще не изменились. Об одном и том же можно говорить с опрокинутым трагическим лицом, а можно — усмехаясь. Я от звериной серьезности русского кино подустала и не хотела бы принимать участие в этом забеге.

В ваших режиссерских работах в камео, обычно в довольно сатирическом ключе, снимались режиссер Попогребский, сыгравший торговца, режиссер Хлебников, похожий на оператора сериалов, и другие. Появятся ли друзья и коллеги в «Кококо»?

Я правда люблю работать с друзьями, сейчас у меня снялись и мой соавтор Аня Пармас, и Юля Баталова (режиссер монтажа), и Люба Аркус (главный редактор журнала «Сеанс»). У нас был очень скромный бюджет, а друзей можно попросить сняться за, скажем, не актерские деньги. И несмотря на небольшой бюджет, у меня на этой картине впервые сложилась, что называется, дримтим — группа друзей и единомышленников. Я работаю с Максимом Осадчим, оператором, которого всегда мечтала заполучить, с Globus Film — продакшен-компанией, которая мне идеально подходит, и двумя своими любимыми актрисами.

Текст: «РИА-НОВОСТИ»

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (1)

  • КАТЯ 27 июля, 2012
    Авдотья, вчера видела Ваше интервью в программе, по-моему, "Временно доступен". Вы совершенно правы, говоря, что с возрастом мы теряем иллюзии, что по-настоящему знаем людей, которые нам близки. Разрешите дополнить:) Но мы никогда не расстанемся с (эгоистичной) уверенностью, что чувствуем их. И имеем на это право. Храни Вас Бог.

Купить журнал:

Выберите проект: