• Образ жизни
  • Путешествия
Путешествия

Поделиться:

Момент переосмысления: колумнист Дарья Чертоляс о региональных проектах в современном искусстве

Текст, фото: Дарья Чертоляс

Москва и Петербург, конечно, остаются центрами жизни современного российского искусства, но регионы в последнее время предлагают все больше развивающих проектов. Об одном из них читателям «Смр.Собака.ru» рассказала наш колумнист и основатель онлайн-проекта о культуре DEL'ARTE Magazine Дарья Чертоляс.

Проект Центра современного искусства «Заря» открыл во Владивостоке основатель и совладелец BELUGA GROUP Александр Мечетин. Располагается ЦСИ в здании бывшей швейной фабрики, а своей миссией основатели считают «развитие локальной художественной сцены и привлечение к работе в Приморье кураторов, искусствоведов, музейных профессионалов самого высокого уровня».

В «Заре» прошло несколько довольно успешных выставок, однако в 2020 году было решено перенести фонд в новое место. Здание ЦСИ во Владивостоке временно приостановило свою деятельность, но продолжает работать как общественное пространство. Фонд переехал на другой конец России: на Таманский полуостров. Как и в случае с «Зарей», было выбрано недостроенное здание – на этот раз винодельни. Структура проекта почти полностью повторяет пространство, арт-резиденция, а прилегающую территорию постепенно превращают в арт-парк. Посещение фонда «Голубицкое» бесплатно, нужно только предварительно записаться.

Участие в резиденции открыто не только для художников, но и для архитекторов, музыкантов, писателей. Опыт и возраст не являются основным критерием отбора. В «Голубицком» продолжают развивать локальное искусство, поэтому главным условием остается тематика произведений искусства – Тамань. Таманский полуостров полон археологических находок и местного колорита: древнегреческие Тмутаракань и Фанагория сочетаются с казачьими станицами и хуторами.

В год через резиденцию будет проходить около 10 участников. Планируется также сотрудничество с иностранными художниками: к участию приглашена японская перформансистка Томоко Сато. Первым резидентом фонда стала художница Алиса Йоффе и ее выставка «Таманский дневник». Работы были созданы на экране смартфона во время путешествия по полуострову.

Выставка второго резидента продлится до 30 мая. Это экспозиция «Либо мир переполнен мусором, либо нашими воспоминаниями» куратора Варвары Бусовой. Темой этой экспозиции стала переработка, которую художники понимают не только в современном контексте. Вторичную переработку связали с античностью: временем, когда повседневные предметы быта могли превратиться в произведение искусства и получить новую жизнь. Об археологии говорит работа Барбары Вайлденбоер «Древний мир». Ее книги о древнем мире «переработаны» настолько, что их невозможно прочесть. Информацию из них приходится считывать слой за слоем, как в археологических раскопках. О преобразовании информации говорит и другой объект художницы: «Параллельная вселенная». Это цифровое изображение книги, которую не смогли доставить из-за начавшейся пандемии. Доступность информации и перенос произведений искусства в электронный формат заставляет задуматься о его ценности.

К особенностям современного мира относится и работа Маяны Насыбулловой «Актуальный янтарь». Эта смола – хранитель многолетней информации. В ней находят застывших насекомых и растений. Древние люди верили в магическое свойство янтаря и украшали им предметы одежды. Художница проводит параллель с современной памятью, которая из-за обилия информации фиксирует только избранные моменты.

Плохие воспоминания забываются, и мы пропадаем в вечности. В историю и символику мира Таманского полуострова вплетаются истории его жителей. Художники Каролина Дутка и Валентин Сидоренко в работе «Апэ» использовали ковры, связанные местной жительницей, как олицетворение
вымирающего растения Кувшинка Белая. Обыденный для нас объект перерабатывается и становится чем-то сакральным.

Следующим участником резиденции станет дизайнер по текстилю Александра Фалиштынская. Она создаст предметы для обустройства помещений для гостей фонда. По словам куратора Алисы Багдонайте, фонд искусства «Голубицкое» - «level up (относительно «Зари»): чуть меньше энтузиазма, зато больше профессионального подхода и планирования».

Насколько формат арт-резиденций будет актуален для южных регионов покажет только время.

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: