• Здоровье
  • Психология
Психология

Поделиться:

Катя Гущина: «Парадигма календарного отсчета своих возможностей стала неактуальной»

Не переворачивать календарь, а выбросить его на помойку исторического развития - философ-антрополог Катя Гущина размышляет о радикальных изменениях возрастной парадигмы и вариативности новых возможностей, которые эти изменения открывают. Что ж, мы снова ждем перемен.

Культурологи свидетельствуют о феномене остановившегося возраста как центральном объекте современного искусства – интенция собственного развития поглощает возраст. Никогда мы еще столько не учились, равно как не меняли жизненный сценарий радикально в свою зрелую пору – как раз в тот момент, когда стагнация становилась чем-то вроде подтверждения, что ты состоялся как человек (работа + семья). Здесь – и инфантильность поколения, и непринятая на себя и за собственную жизнь ответственность, с одной стороны, и «сытость» эпохи, среда 2.0, запредельные возможности и растущее пространство иллюзий, с другой.

Парадигма календарного отсчета своих возможностей стала неактуальной. В наши 35+ нам и двадцать, и сотни лет: стремящимся в 5D-измерение посвящается. Нам стали доступны несколько жизней в одном теле и сюжеты, не предрешённые импульсивным выбором юности. Возможно, человек будущего – личность, достигшая высокой степени самосознания перед принятием жизненно важных решений: ребенок или дело жизни. Поскольку спешить больше некуда: прогрессивная медицина обогащается инновациями в режиме квантового скачка. Регенерация/замена органов, омоложение на клеточном уровне, сверхточная диагностика, тонкая коррекция биохимических процессов – все это даст нам возможность дольше чувствовать себя лучше и выглядеть несоразмерно приобретенному опыту.

А дальше – выбор за нами. Как этими самыми дополнительными бонусами распорядиться. Очевидно, что быт съедает свежесть восприятия, и, чтобы сохранить актуальность, молодость и задор, нужно быть, как минимум, погруженным в контекст времени. Практики искусства и рефлексии относительно глобальных процессов, свежесть языковых форм и легкость на подъем (пойти на танцпол перед учебой в выходные после рабочей недели? легко!) – все это в совокупности меняет фокус внимания с навязчивых идей на новые возможности, прочищает «оптику» и обновляет устаревшие настройки. Поддержание пластичности мозга, уход за своей «витриной», исследование и понимание своей фактуры приобретает у современного человека характер повседневных ритуалов.

Осознание того, что лучше научиться распоряжаться собой, чем дать возможность возрасту распоряжаться нами, приводит нас в лучшие места: книги, курсы и клиники. Стиль жизни меняется к архаичному не по календарю, а в связи с уходящими в прошлое убеждениями, что принято так, а не иначе, по причине доминирующего общественного вкуса (а точнее, его отсутствия) и привычек к оценочным суждениям.

На первый план выходят потребности пересборки себя в ключе пересмотра всех предложенных догм, норм, правил. Вектор на раскрепощение своей природы, талантов и чувств в противовес актуальной политической повестке становится предпочтительным. Ведь суть жизни не в воспроизводстве предыдущего опыта, а в творчестве, не правда ли? Только оно способно вознести на волну вдохновения и непринужденной радости, придать блеска взгляду и игривости образу, сделать желанным каждый день и ценным любое событие. Творчество как система координат, которая подталкивает даже в повторяющихся обстоятельствах действовать иначе. Вот эта новизна внутри жизни подготовленного тела, динамика движений и бурление идей определяет наше ощущение на какой-либо возраст. Все видели клип TK421 59-тилетнего Ленни Кравица? Или обложку Hube, где позируют вместе 79-летняя дизайнер Мишель Лами и 76-летняя художница Марина Абрамович? И они, будучи одними из самых экстравагантных женщин современной действительности (или уже вымышленности), стирая границы между перфомансом и жизнью, беспощадно экспериментируя и являя собой культ, остаются влиятельнейшими инфлюенсерами в самых разных сферах. И космических, по-видимому, тоже.

Работа на опережение – будь то превентивный подход к организму или грамотные инвестиции в биотех, подвинувшие с пьедестала IT-индустрию – играет с нашими амбициями на одном поле. Предотвратить досрочный упадок и сил, и бюджета, продлить свою качественную экспансию во внешнюю среду, чтобы дорасти не только до уровня финансово защищённого или семейно-реализованного человека, но и личности в себе самом – чем не цель на 2024?!

Лично я давно перестала в своей карте желаний мысленно описывать предметы материального мира – там длинный перечень того, с чем я хочу разобраться в себе и с чем поработать, и тех, с кем я хочу познакомиться, чтобы поучиться у них мудрости и расширить своё сознание для нового опыта. Одиночество, к слову (слову Оливии Лэнг), может привести к опыту действительности, иначе недоступному.

Потому, конечно, нет никаких абсолютных для всех и каждого решений – есть только наша способность в текущих условиях жизни преодолевать ригидность собственного мышления, усваивать предложенные уроки, рассматривать мгновение творческого акта и воссоздавать себя заново. В позволении себе любить – себя, в том числе.

P.S. Самая обнадеживающая новость деструктивного 2023-го – роман 59-летней Моники Белуччи и 64-летнего Тима Бертона. А как он пританцовывает рядом, целует ей руку, а как она смотрит на него – и нет никого моложе! 
 

Фото: Антон Лавин

Следите за нашими новостями в Telegram
Материал из номера:
КПД

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: