• Мода
  • Вещи
Вещи

Поделиться:

Гид по косплею: барокко


к оглавлению

#ЗОЛОТО, #ОБЪЕМ, #ВСЕ_ОТТЕНКИ_КРАСНОГО

Сериал «Великая» режиссера Игоря Зайцева, о золотом — во всех смыслах — времени начала правления Екатерины II, косплеит эпоху барокко с барочным же размахом: это и съемки во дворцах, и костюмы из итальянских мастерских, которые помнят Лукино Висконти, и воссозданные на «Ленфильме» по акварели личные покои Елизаветы, на которые приходили посмотреть музейные работники. Все это делает идею косплея этой эпохи в домашних условиях трудновыполнимой. Для смелых духом — наш гид: от видов париков до того, чем заменить фижмы и корону. Не бойтесь перестараться: хороший вкус и барокко несовместимы.

2000 пар обуви для дворян и ботфортов для военных появляются в 12 сериях.

2000 пар обуви для дворян и ботфортов для военных появляются в 12 сериях.

А. П. Антропов. «Портрет Екатерины II»

А. П. Антропов. «Портрет Екатерины II»

ВСТУПИТЬ НА ПРЕСТОЛ

эксперт
Татьяна Баранова
Художник по костюмам сериала «Великая»

Самая большая сложность в косплее — время: чем дальше отстоит та или иная эпоха, тем труднее ее воссоздать. Например, от XVIII века до нас дошли не только многочисленные портреты, но и сами платья, а вот сделать костюмный фильм о Древнем Египте очень тяжело. Самое главное — достоверно воспроизвести силуэт того периода, о котором идет речь. У художников по костюмам, как правило, нет специализации, мы занимаемся разными проектами. Основные проблемы — нехватка средств и времени. Подготовительный период длится около трех месяцев, но это слишком короткий срок. Нужно собрать информацию — посидеть в библиотеке, пообщаться с консультантами, изучить придворный, военный, народный, купеческий костюм, русский и прусский, а затем все эти знания перевести в реальные вещи. Хороший специалист не станет просто одевать всех «по моде XVIII века», он выяснит детали о положении героя на протяжении его жизни. Когда юная Фике в 1744 году приехала из своего крохотного немецкого княжества в Россию, у нее было с собой несколько рубашек и лишь три платья — мы это показываем в сериале. Потом наряды ей стала дарить Елизавета Петровна (ее играет актриса Молодежного театра на Фонтанке Наталья Суркова), но при этом ревниво следила, чтобы никто при дворе не был одет лучше ее самой. Императрица обожала дорогие туалеты, украшенные драгоценными камнями, и переодевалась по три раза в день — она оставила после себя, по одним данным, шесть тысяч, а по другим — пятнадцать тысяч платьев и, что закономерно, пустую казну. Екатерина II была значительно проще, но все же наряжалась в соответствии со своим статусом. Однако всю жизнь Екатерина Алексеевна считала скромность, в том числе в одежде, признаком ума. Огромным подспорьем в работе стала для нас живопись: платья для венчания и коронации Екатерины II мы буквально воссоздавали по портретам в мастерских Мариинского театра.

КРАСНЫЕ ПРИШЛИ

Для исторического фильма всегда что-то шьется специально, но большая часть вещей берется напрокат. Несколько костюмерных есть в Петербурге, однако иногда дешевле привезти из-за границы — например, из Праги. В Италии я нашла просто потрясающие фирмы: в Тerelli и Costumi d'Arte Peruzzi хранятся костюмы висконтиевского «Леопарда», «Века невинности» Скорсезе и «Марии-Антуанетты» Софии Копполы — в черном платье Кирстен Данст Юля появляется в одном из кадров. А еще для сериала мы позаимствовали туалет Кэтрин Зета-Джонс из «Екатерины Великой». У героини Юлии Снигирь около двадцати пяти нарядов, и если все их шить, то не хватит никакого бюджета. Аристократическую одежду XVIII века кроили из натурального шелка, атласа и парчи. Сегодня, чтобы получить необходимый благородный блеск, мы заказываем дорогие портьерные ткани из Испании, Италии, Франции. Но нередко берем недорогие отечественные материалы — за прошедшие двести лет появились такие, которые вполне убедительно имитируют роскошные отрезы. Это совершенно оправданно, зритель просто не рассмотрит фрейлину, стоящую во втором ряду. Плюс отделка настоящими кружевами с металлической нитью и искусственным жемчугом, бижутерия, работа гримеров над убедительными париками — все вместе и создает достоверный образ.

ПРИ ПАРАДЕ

ВСЕМУ ГОЛОВА

«Что такое барокко? Сочное, пульсирующее мясо, сочащееся и необычайно красивое, сияющее, блестящее. Любой барочный дворец, итальянский или итальянизирующий, все равно, — это мясная туша, роскошно развалившаяся перед вашими глазами. Как мясная туша, барокко втягивает в себя взгляд, и барочное искусство обволакивает, засасывает, поглощает и переваривает зрителя. Барокко несовместимо с тем, что обычно называют „хорошим вкусом“, в нем слишком все изобильно, чрезмерно и преувеличено. Оно нестерпимо чувственно, так что у человека хорошего вкуса, брезгливого, как человеку хорошего вкуса и положено, барокко вызывает неприязнь. Надо сказать, нет ничего невыносимее так называемого хорошего вкуса брезгливых людей. Барокко — это мясо».

Аркадий Ипполитов. «Особенно Ломбардия»

ГИБНУТ ЗА МЕТАЛЛ

ЦВЕТЫ


Проект: Ксения Гощицкая

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: