Закрытые объекты, например, метро, лишают нас чувства времени. День или ночь, лето или зима – неизвестно, пока не выйдешь. В них свои, субъективные законы времени.
В метро за один жетон можно кататься до самого закрытия. Но в результате тоже никуда не приедешь – выйдешь за турникет и придется платить заново. Можно сказать, в подземке еще и свои законы пространства.
Никита Славич
Режиссер
Я учусь в РГИСИ на факультете мастерства сценической постановки, для защиты диссертации нужен персональный проект - вот #ПРИСЛОНЯТЬСЯ и получился. Сначала думал, соберу команду классных ребят – [звукорежиссер Егор] Курчугин, [драматург Сергей] Давыдов и другие, пусть сами всё делают. Но на этапе выбора концепции спектакля начал осознавать, что, кажется, только у меня было конкретное представление результата, вот я и включил режим требовательного режиссёра-диктатора.
Я сразу понимал, что обойдусь без душных зрительных залов и актёров в кринолинах. Вот петербургская команда «Театр. На Вынос» в своё время покорила всю театральную тусовку города и меня своими уличными акциями. Повлияли «Вернувшиеся», «Другой город», а также некоторые другие небольшие локальные проекты, где зрителю предлагалась свобода перемещения и воображения. Но я безмерно горд, что спектакль #ПРИСЛОНЯТЬСЯ не получился одной из улучшенных копий, а стал уникальным, и не только для Самары.
Никита Славич
После того как я получил первоначальный вариант списка историй, понял, что нужна «хозяйка» всему этому снобскому царству. Не гид, а моральный стержень. Персонаж актрисы Людмилы Хлопотовой соткан из множества обрывков задокументированных фраз настоящих женщин и вполне мог бы существовать в реальности: реплики, речевые особенности и обороты, характер – не выдумка.
Подземка собирает истории и оставляет их себе, выйдешь наружу – оставишь ей частичку жизни. Время тут считают по расписанию поездов, расстояние – по станциям. Считай как герой «Интерстеллара», попал в кротовую нору и видишь, как вокруг оживают чужие события прошлых лет.
Никита Славич
Метро почти всегда – главные артерии городов, но не в родной Самаре. Тут не проходной двор, а все свои – в основном жители спальных районов, о которых я ничего не знал. Я вырос в старой Самаре, и, будучи взрослым, не побоялся заглянуть в неизведанную для меня часть города. К тому же, когда Серёга [Давыдов] рассказал, как оно строилось, стало понятно, что для зрителей это станет путешествием в прошлое.
Каждый рассказ – повод подумать. Об одиночестве, детстве, свободе, любви, городе, социальной стратификации (даже так). Много размышляют о делении Самары на районы, как люди замкнуты в пределах одной местности, как отличаются жители старого города и Безымянки. И о бесполезности самарского метрополитена – есть у людей и такое мнение. А иногда люди вспоминают просто забавные случаи. Единственная ветка подземки тянется с запада на восток, как нить, и нанизывает на себя улицы, истории, судьбы.
Никита Славич
У нас скопился большой архив историй собранный инициативной группой. Многие истории изначально записывались самарцами под определённые станции и районы. Дальше они отбирались по развитию событий спектакля, настроению, темпу, ритму и прочим обычным критериям. Я категорически был против историй, которые нам присылали в текстовом виде. Их бы пришлось переозвучивать актёрам, а это третий лишний между зрителем и спектаклем.
В какой-то момент начинаешь разговаривать с голосами в наушниках и хочется подойти к шагающей по платформе девушке, чтобы услышать рассказ из ее жизни. Метро очень хорошо погружает в действие: оно изолирует тебя, оно лаконично, в нем можно ходить, кататься, предаваться мыслям. И даже есть своя музыка.
В конце ты как гном – выходишь из подземелья. А оно, такое страшное, загадочное и манящее, хранит в себе истории, будто алмазы и самоцветы.
Никита Славич
Сейчас проходят последние премьерные показы, и мы поставим проект на паузу. Осенью #ПРИСЛОНЯТЬСЯ вернётся уже обновлённым, подходящим для другого времени года.
На июньские показы #ПРИСЛОНЯТЬСЯ можно записаться по ссылке.
Текст и фото: Талгат Мусагалиев