Документальный театр снова в тренде: один из его идеологов в Петербурге Михаил Патласов поставил спектакль «Неприкасаемые», в котором ведущие актеры города под музыку Олега Каравайчука играют бездомных вместе с настоящими жителями «Ночлежки». Мы пообщались с актерами и их прототипами, и собрали самые яркие истории тех, кого принято называть бомжами.
«Неприкасаемые» – проект не столько театральный, сколько социальный, поэтому пока постоянной площадки у него нет. Все драматурги, режиссер, актеры и художники участвуют в спектакле бесплатно, а вырученные от продажи билетов средства пойдут на благотворительность. Музыку для постановки написал легендарный Олег Каравайчук. Декорации помогал готовить стрит-арт художник Владимир Абих.
У каждого персонажа есть реальный прототип, а монологи тех, кого принято называть «бомжами», были записаны драматургами слово в слово. Кто-то согласился раскрыть свою личность и даже играет в спектакле сам себя, другие – боятся публично признаться в том, что им негде жить. Мы выбрали самых необычных героев и ключевые слова из их монологов в постановке.
Вячеслав Раснер (играет самого себя)
Вячеслава Раснера можно назвать типичным петербургским интеллигентом. Еще в советское время он закончил курсы экскурсоводов, а его заветной мечтой стало рассказывать про наш город. Все деньги Раснер тратит на книги по архитектуре, а последний день рождения отмечал в обществе защиты памятников. Комнаты в центре он лишился, как и многие бездомные, доверившись «черным риэлторам». Вредных привычек у Раснера нет. Несмотря на жизнь на улице, он не озлобился и по-прежнему любит людей. В спектакле Вячеслав Раснер играет самого себя, читая знаменитый монолог Сатина из «На дне».
Монолог из спектакля:
Человек может верить и не верить... это его дело! Человек — свободен... он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен!.. Человек — вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном! Понимаешь? Это — огромно! В этом — все начала и концы... Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!»
Актриса Александринки Ольга Белинская
Прототип Яша Яблочник Яше 28 марта исполнилось 25 лет. Столько же в Петербурге помогает бездомным самая известная благотворительная организация города – «Ночлежка», где он живет. Яша называет свою биографию сериалом «Санта-Барбара». Он рассказывает про то, как у него было три матери, хотя рос он все равно в детском доме. Там, по словам Яши, он подвергся сексуальному насилию, и с 13 лет снимался в порнофильмах. Без жилья он остался также из-за доверчивости, незнания законов и махинаций мошенников. |
Монолог из спектакля:
Моя мечта – открыть приют для кошек и котов. Отлавливать их и в добрые руки отдавать, также хочу поступить учиться на журфак и работать по профессии, вот. Ну вот и найти отношения. А еще мечта – снять фильм о моей жизни. Самому поставить фильм, декорации сделать и на «Оскар» его отправить. Вообще, не жалею ни о чём. Как поёт в своей песне Эдит Пиаф — «Я ни о чём не жалею», тоже самое и я».
Актер Александринки Александр Ленин
Прототип Геннадий Дерябин Геннадию 29 марта исполнилось 26 лет. На реабилитации он находился из-за алкоголизма и наркомании. Когда-то его семья жила в самом центре – на Восстания, 1, где сейчас расположен копировальный центр. Квартиру расселили, родственники Геннадия запили, а сам он с двух лет прописан в социальных домах. |
Монолог из спектакля:
Сейчас прохожу реабилитацию: вот пишу список людей, к которым, как я считаю, испытываю негативные чувства. Ну, и… оказывается, что причиной собственных негативных чувств являлся я сам. А мне как раз нужно учиться по-новому себя вести – как обычный человек».
Актер Александринки Сергей Сидоренко
Прототип Виктор Волков Виктор «бомжевал» на Московском вокзале около трех лет. За время подготовки спектакля он сам подал документы на оформление паспорта, получил его и переехал в Москву. В столице Виктор нашел работу, зарабатывает и говорит, что теперь чувствует себя человеком. |
Монолог из спектакля:
На Новый год познакомился с девушкой. Она из Питера, у нее проблемы с родителями, что-то тоже не заладилось, хотя у нее дом есть. Я говорю ей, зачем ты со мной вообще поехала, ну, горя хапнешь. Нет, все равно поеду! Ну и мы поехали... Где она сейчас? Не знаю».
Актриса театра им. Акимова Мэри Ваха
Прототип Вероника Вероника скрывает свою личность, так как стыдится жизни в «Ночлежке». Ей 23 года, она хорошо выглядит и совсем не похожа на бездомную. Вероника умывается, чистит зубы и красится в туалетах торговых центров. Она сама ушла из дома, так как считает жизнь на улице настоящей свободой. В социальных домах в Петербурге, по ее мнению, лучше, чем в родном селе в Ленобласти, где все пьют. |
Монолог из спектакля:
В любой ситуации человеком должен оставаться человеком. Я же тоже себе не позволяю опускаться: грязной сидеть, с немытым лицом, с черными руками — это недопустимо по моим понятиям. А умыться можно в больших торговых центрах. Неудобно, правда, стыдно немножко — стоишь умываешься, как дома. Люди приходят в туалет, а ты зубы чистишь».
Актриса Александринки Ольга Бобкова
Прототип Дарья Дарья скрывает свою личность, так как встретила в «Ночлежке» своего возлюбленного, но не хочет, чтобы об этом узнали другие бездомные. По ее словам, она не смогла бы полюбить кого-то, кто не испытал того же, что и она. У Дарьи сильный характер: она работает, у нее двое детей, но жить ей негде. |
Монолог из спектакля:
Теперь мне есть, о ком заботиться, и человек (возлюбленный – прим.ред.) заботиться обо мне. Я прекрасно понимаю, что проснусь утром, а он уже мне звонит. Я хочу большой дом, большую семью, большую новогоднюю елку, чтобы собирались дети, сестры, братья...Были шумные и веселые праздники».
Актер Александринки Валерий Степанов
Прототип Сергей Сергей также боится публичности. Он «бомжевал» около шесть лет, выпивал. Рассказывает, что во время белой горячки как-то видел Богородицу. После реабилитации совсем не пьет, религиозен. В социальном приюте встретил свою любовь. |
Монолог из спектакля:
99% алкашей – это всегда творческие люди. Причем без разницы – учился он там на кого-то или нет. Самые ранимые души – у алкашей. Бог и алкоголиков-то поэтому любит. Не забирает их до последнего. Я не имею в виду вот этих, там, мнимых художников, которые бухают, в хатах, собираются. Нет! Это не творческие люди. Потому что нарисовать палку, к ней пририсовать 2 крючочка, покрасить всё красным цветом и говорить, что это модерн, или как он там называется… Это говно! Все великие люди были алкоголиками!»
Фото: Елена Насибуллина, Александра Денисова.
Текст: Елена Анисимова
Комментарии (0)