• Развлечения
  • Театр
Театр

Кто и зачем основал многожанровый проект 13\14 project

В этом году артисты многожанрового проекта 13\14 project впервые вышли на сцену. Меньше, чем за год, театр уже успел заявить о себе и на масштабных праздниках, и на камерных мероприятиях. Встретились с руководителями проекта Евгением Шадриным и Анастасией Сорокиной: узнали, как набирали первых участников в труппу, какие смыслы зашифрованы в названии коллектива, в каких отношениях команда с участниками независимого театра «Пластилиновый дождь» и чего же все-таки не хватает творческим инициативам в регионах для еще большего роста.

«Первый набор был безумным: никто не знал, что мы будем делать и как действовать»

Когда 13\14 project отметит свой первый день рождения?

Настя: Можно считать, что мы появились в феврале 2023 года — тогда мы с коллективом впервые выступили на сцене. Формирование труппы было немного раньше — в декабре 2022-го. Я узнала о проекте через пару недель после официального набора и написала Жене, что тоже хочу стать частью коллектива. Всего за месяц мы подготовили с нуля наш первый спектакль.

Женя: Первый набор был безумным: никто не знал, что мы будем делать и как действовать. Так появилась восьмерка смелых ребят, с которыми мы и начали работать. Я практически никого не отсеивал на старте проекта: мне не было понятно, кто точно нам может понадобиться. В планах было заниматься всякой всячиной, в том числе и уличным театром.

Проект изначально задумывался многожанровым. Начать решили именно с «улицы», потому что это то направление, в котором я находился последние 13 лет. Мы начали готовиться к мероприятиям: делали декорации, шили костюмы, рисовали, прокачивали наши страницы в соцсетях.

Изначально руководителем был только я: Настя пришла немного позже первого набора. Считаю, что она появилась волею судеб. Я сразу же предложил ей попробовать ставить наши спектакли, а позже — стать вторым руководителем проекта. Наш тандем складывался очень стремительно и крепко.

Первый набор прошел практически без отсева. А следующие?

Настя: На втором наборе, когда я уже была в команде, мы понимали, что будем делать в ближайшее время. Да, мы отбирали людей по определенным критериям.

Возраст — это важный критерий?

Женя: Мы не берем ребят младше 18 лет: важно, чтобы люди умели нести за себя ответственность. Мы не папа и мама, а руководители. У тех, кто старше, например, 40 лет, работа в театре может вызвать определенные сложности. Представим, что человек никогда в жизни не занимался пластикой и не выполнял трюки: участие в таких постановках может быть трудным и даже опасным.

Как появилось название проекта и что оно означает?

Женя: Есть шуточная версия: 13 — это мое счастливое число, а 14 — несчастливое.

А реальная история-то есть?

Настя: Конечно. Но ее мы раскроем немного позже.

«После ухода из «Пластилинового дождя» нам удалось не упустить тот самый правильный вайб между командами»

Во время интервью и съемок мы находимся в бывшем здании кукольного театра. Именно здесь проходят наборы и репетиции «Пластилинового дождя». Вы контактируете?

Женя: Я выходец из «Пластилинового дождя». Расставание с этим театром не было сложным. В какой-то момент и я, и его руководитель — Игорь Шадрин — поняли, что мне нужно создавать что-то свое. У актеров «Пластилинового дождя» очень большая загруженность. Совмещать и репетиции, и создание своего собственного проекта — крайне тяжелая задача.

Игорь — твой папа? Между вами нет конкуренции?

Женя: Да. Не могу сказать, что в сфере уличных театров в принципе есть какая-то жесткая конкуренция. Скорее, наоборот — мы стараемся поддерживать друг друга. Один театр другому палки в колеса не вставляет.

Он поддерживает твое начинание?

Женя: Как видишь — мы делим одно здание. Отношения между нами очень хорошие. После ухода из «Пластилинового дождя» нам удалось не упустить тот самый правильный вайб между командами. Этот театр помог 13\14 project оттолкнуться и сразу же подняться на какой-то определенный уровень. Мы им за это благодарны.

А как вы решаете вопрос с набором участников?

Женя: Наши направления похожи, и у нас есть определенные правила. Во-первых, все актеры у нас разные. Во-вторых, мы не берем к нам в труппу людей, которые когда-то были частью коллектива «Пластилинового дождя» — мне кажется, эта история про уважение.

«Мы нашли друг друга — классные ребята, которые действительно горят театром»

В чем уникальность проекта?

Женя: Она во всем. Мы первые — слегка наглые, кто руководит театром в тандеме. А еще мы уходим в сторону многожанровости.

Настя: Каждый из нас не только актер, не только руководитель, не только постановщик. Мы с Женей тоже можем выйти на сцену, если этого потребует ситуация.

Женя: Уверен, что когда ты не варишься внутри процесса, многие вещи перестают быть тебе понятными. Опыт личного участия помогает лучше осознать, к чему все идет и что требуется коллективу.

Первый спектакль 13\14 project появился меньше, чем за месяц. Что это был за опыт?

Женя: Началось все с зимнего фестиваля «Пластилиновый дождь» в ТК «Гудок». Действительно, меньше, чем за месяц до мероприятия, я пришел к ребятам и сказал, что это шанс сразу громко заявить о себе. Все восприняли такой шаг с энтузиазмом.

Настя: Коллектив зарядился от этой невыполнимой, на первый взгляд, задачи. Сшить все костюмы вручную и сделать декорации с нуля? Мы смогли.

Женя: Чему-то мы учили ребят, чему-то — учились вместе ними, что-то — осваивали с нуля. Штурмили, генерировали идеи, пробовали.

Реальность совпала с ожиданиями?

Женя: Даже превысила. Это был адреналиновый кайф. После второго выступления уже появилось ощущение, что мы полноценный коллектив. Мы нашли друг друга — классные ребята, которые действительно горят театром. Им нужна сцена — мы им ее даем.

Ребят не останавливает то, что оплата в театре не на регулярной основе?

Настя: Здесь есть понимание того, что сначала ты работаешь на имя, а потом имя работает на тебя.

Женя: Это не отбивает желание, а наоборот, мотивирует двигаться дальше. Они хотят стать крутыми и известными.

Вам, как руководителям, удается не допустить выгорания в коллективе?

Настя: Для актеров мы стараемся делать выходные, у нас же отдыха практически не бывает. В нашем случае проект — это жизнь.

Женя: Мы понимаем, что лучший отдых для ребят — это смена деятельности. Делаем декорации — через несколько дней переключаемся и выходим на сцену, а после — приступаем к костюмам.

Настя: К тому же мы сразу выставили позицию, что нужно обо всем говорить открыто и честно. Этот способ помогает найти компромисс и решение гораздо эффективнее, чем в случаях, когда человек просто закрывается и уходит в себя.

«Даже самые маленькие кивки головой, взгляд, улыбки — все это распахивает крылья за твоей спиной»

Были ли за эти полгода моменты, когда хотелось опустить руки и забросить проект?

Настя: Переломные точки есть всегда и во всем. Без них невозможен рост. Задавать себе вопрос о целях своей работы — это полезно. Ты в своей голове начинаешь вспоминать те положительные моменты, которые тебя вдохновляли идти дальше. Кризисы нужны для того, чтобы не стоять на месте.

Женя: Помню, что во время подготовки ко второму спектаклю у нас случился какой-то производственный ад. Ничего не клеилось, все шло не по сценарию. В один момент мы даже подумали, что эта постановка какая-то проклятая. И мы в этом даже убедились: во время выступления все шло наперекосяк. В итоге мы собрались с силами, выступили, провели работу над ошибками и двинулись дальше.

Нас подпитывает наш же энтузиазм и реакция зрителей. Ты выходишь на сцену и получаешь огромное количество энергии. Но только в том случае, если сам ее отдаешь. Это сложно описать, можно только прочувствовать.

Знаешь, у Аркадия Райкина есть песня «Добрый зритель в девятом ряду»: пока хотя бы один человек в зале во время выступления улыбается, значит, все не зря.

Можно ли сравнить с чем-то это чувство?

Женя: Это берег моря и шторм: зритель — природная мощь, всесокрушающая сила, от которой ты заряжаешься и наполняешься.

Настя: Эта связь со зрителем переполняет адреналином — по ощущениям ты начинаешь светиться. Даже самые маленькие кивки головой, взгляд, улыбки — все это распахивает крылья за твоей спиной.

Женя: Я часто рассказываю на мастер-классах одну историю: как-то мы выступали на мероприятии, где перед нами на сцену выходил клоун. После — мы пересеклись в гримерке, и от него шел пар. Вот что такое настоящая отдача.

Региональный уличный театр сегодня — какой он?

Женя: Сейчас мы вышли на определенный уровень — выше, чем те же пять-семь лет назад. Нет, это еще не пик, но процесс идет. «Улица» позволяет работать в тех форматах, которые недоступны в стационарном театре. Зритель, как я стал замечать, устает от этой стационарности, ему хочется чего-то нового и свежего.

Самарцы к этому готовы?

Женя: Да, они постоянно ждут необычное и удивительное. Самара в этом плане воспитанная. Помню, когда прошел первый фестиваль уличных театров «Пластилиновый дождь», многие не восприняли его всерьез. Но постепенно этот формат стал для нас понятным и доступным.

Чего не хватает уличному театру для масштабирования?

Женя: Вместе с моим коллегой мы уже давно заметили, что уличный театр в России использует исключительно дренажно-фекальный метод построения конструкций. Нам не хватает финансирования и поддержки. Мы специфичнее стационарных театров: нас сложнее смотреть, труднее попасть к нам на выступления. Такое направление работы — это, скорее, яркие, но редкие вбросы в общество. Поэтому мы стараемся участвовать во всех доступных мероприятиях, городских праздниках — пытаемся использовать каждый шанс.

Когда зрители смогут встретиться с 13\14 project в ближайшее время?

Женя: Сейчас у нас в планах работа над двумя спектаклями: мы начинаем их обкатывать. В ближайшее время хотим организовать серию выступлений в Самаре. Когда она будет, пока неизвестно.

Настя: Ребята, с которыми мы работаем на постоянной основе, это студенты. Так что нас точно можно и нужно ждать на следующей «Студенческой весне». Кроме того, в ближайшие пару месяцев хотим активно заходить в онлайн: готовимся к презентации нашего медиапроекта. Из того, что можем рассказать на первых этапах: продукт не будет иметь практически ничего общего с уличным театром. Это будет что-то совершенно новое и для нас, и для города.

Фото: Максим Монахов

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: