Театральные площадки Самары возвращаются к спектаклям. Мы решили заглянуть за кулисы их сцен и спросить, как они возвращаются в привычным режим работы и какие планы строят.
Текст: Катерина Гущина, Мария Берсудская.
Фото: Артем Голяков, Николай Кандалов, Дмитрий Дубинский, Леонид Яньшин.
Иллюстрация: Семен Шикунов.
Самарская площадь
Основоположник, хранитель культа театра «Самарская площадь» Евгений Дробышев накануне первого спектакля сезона, приоткрыл закулисье своего театра.
Как вы не «задохнулись» в период общего вакуума? Что случилось нового в предложении зрителю? С какими инновациями вы можете познакомить нас?
Лично я старался отвлечься от текучки, чтения пьес, прекрасно понимая, что от меня ничего не зависит. И пытался перезагрузиться, переключившись на «толстые» книги. Это, наконец, стало возможным. Я провел время на даче. Пару крепостных бы мне в помощь, и я мог бы прожить летний сезон как настоящий дворянин (улыбается).
А в театре, в «экранном» режиме, мы, помимо «большого» формата, перешли в «короткий». Придумали, что было бы прекрасно познакомить зрителя с актерской «кухней»: начиная с работ первого и второго курса, мы четыре недели выходили в эфир с этюдами. Мы показывали животных, предметы, памятуя Ермольника с его «цыпленком табака». Актер должен уметь обыграть все: и кактус, и животное. Зрителю было интересно, и в принципе, за это время балагана на экранах смартфонов можно было стать ненадолго актером. Эта история продолжается. Во времена моей юности на формат «класс-концерта», где собрано лучшее, был сверхпопулярен, билетов было невозможно достать. Сейчас герои таких концертов востребованы и в кино, и в сериалах: они стали пластичными.
Резюмируя, скажу, что ничего безысходного от нашего театра вы не увидите. Если мы не утратили оптимизма в течение тринадцати лет ремонта, то и в нынешний момент надежда нас не оставляет.
Иван Складчиков, главный художник Башкирского государственного театра оперы и балета, художник по костюмам, художник-постановщик, приглашенный театром к сотрудничеству, приоткрывает свои секреты:
Я стремлюсь к тому, чтобы, когда зритель приходил в театр, он попал в мир, в котором никогда не был: исторические отсылки плюс собственное воображение, вдохновленное воссозданной эпохой. Для актеров – это магия перевоплощения, при том, что им должно быть удобно в костюмах. И здесь моя главная задача – актеру он должен помогать, стать второй кожей, и, в то же время, не должна быть разрушена своя собственная картинка. Это как с ребенком: папа и мама – красивые, ребенок – не очень. Когда мы беременны идеей, мы хотим, чтобы это было идеально. А потом вмешиваются множество обстоятельств, которые должны сложиться. У всех, кто потом сопровождает процесс, – свои представления, и они должны совпасть. Каждый должен понимать, что у него в голове. Вот сейчас девочки переделывают 29-й раз костюмы: потому что «нет, не так». И дело не в том, что я – перфекционист: я просто рассчитываю на умного зрителя. Потому я около трех месяцев рисую эскизы и просчитываю всю сценографию: фактически придумываю «дизайн жизни». И только после – работа с деталями. При этом изначально я – драматический артист, позже уехал во Францию оформлять спектакли, далее работал в Большом театре, и понеслось.
Самарский академический театр оперы и балета
Ирина Комарова, ассистент по костюмам и легендарный мастер головных уборов театра:
Моя история в профессии началась, когда я училась в художественной школе: четко знала, что буду театральным художником по костюмам. Первое, что научилась держать в руках - это карандаш и ножницы. Потом был кукольный город из пластилина, со всеми подробнейшими деталями. А дальше – маленький шкаф, завешанный кукольными нарядами. И никогда не отступала от дизайна и декоративно-прикладного творчества. Для меня это и хобби, и работа – я и дома занимаюсь дизайном одежды, головных уборов и бижутерии. С недавнего времени появилась Международная Ассоциация дизайнеров головных уборов под руководством Татьяны Поннэ и Луизы Гагариной, их штаб-квартира расположена в Париже. Я являюсь членом этой организации и участницей Международной выставки «Шляпа – как произведение искусства», которая откроется в Париже следующей осенью. Был большой конкурсный отбор для участия в выставке во главе с Вячеславом Зайцевым. К сожалению, по правилам выставки две мои работы, которые будут там представлены, продемонстрировать сейчас я не могу. Но руководители в рамках тура по России обещали привезти выставку и в Самару.
Театр драмы им. М. Горького
Накануне открытия сезона, переезда и реконструкции художественный руководитель Самарского академического театра драмы имени М. Горького Валерий Гришко рассказал о том, какими секретами готов поделиться со своей публикой и что происходило в течение полугодового перерыва в работе сакральной площадки.
МЫ ПЕРЕЖИЛИ СЕРЬЕЗНЫЙ КРИЗИС – и финансовый, и психологический. Трудности продолжаются: играть актеру в полупустом зале эмоционально тяжело, нет эффекта полного контакта со зрителем. Сорок лет я работаю в театре, и это будет первая премьера при незаполненном зале. Даже во времена мундиаля, когда был перекрыт весь город, у нас не было свободных мест. И главная интрига – наш переезд в конце этого сезона в КРЦ «Звезда» – и я предполагаю, что он затянется. Переезд – это, как говорится, два пожара, и для нас это уравнение со многими неизвестными. К примеру, если в театре 14 гримерных (и нам их мало), то на новом месте их всего две. Так же и с техническим обеспечением: мы владеем столярно-поделочным цехом, станками в подвале театра, ангаром для хранения декораций, малой сценой. Всего этого на новой площадке тоже нет. А стационарный театр без этого жить не может. Тем не менее ремонт закончится, и зритель придет в обновленное здание, где будет много сюрпризов. Четыре лифта, спуск на новую малую сцену – наши партнеры «Волгатрансстрой» все предусмотрели и выручают нас не впервые.
ЧТО КАСАЕТСЯ «СЕКРЕТИКОВ». Мы с моим предшественником Вячеславом Гвоздковым выпустили при театре три студии: занимались «отловом» студентов. Ездили в Петербург, где я проработал долгие годы, и отсматривали абитуриентов. Поэтому кроме корифеев, которые всегда работали в театре, у нас прекрасный молодежный состав. Потом было много сожалений от питерских режиссеров по поводу того, что они кого-то прозевали (улыбается). А поводов «заманить» у нас было не мало: условия проживания, зачисление во вспомогательный актерский состав, обучение с питерскими преподавателями по танцу, речи, пластике, включение в массовые сцены постановок. А под конец обучения их дипломные спектакли уже входили в репертуар театра. Так наш спектакль «Завтра была война» единственный в России получил диплом Министерства обороны. У занятых в нем ребят не было момента перехода от учебы к службе. И это «фишка» лучших театров страны. Это коллектив актеров, воспитанных в одной школе, а не собранный из разных городов. Сейчас мы работаем и в сетях: смотрите наши тизеры, роли- ки – там много задорного и смешного. Тысячи просмотров. В заключение огромная благодарность губернатору Дмитрию Азарову, не только забившему свой первый гвоздь в планшет театра в совсем мальчишеском возрасте, но и позволившему состояться на телеэкране в эпоху изоляции спектаклю, который мы поставили к 75-й годовщине Великой Победы.
Театр-студия «Грань»
НЕ ВСЕ МАЛЫЕ ГОРОДА (а их в России около 700) могут похвастаться своим театром. Начиная с 90-х годов Новокуйбышевск станет первым малым городом, где с нуля будет построено отдельное театральное здание. И это самая ближайшая перспектива. А если говорить о культурном пространстве, мне кажется, именно на этом театральном здании сойдутся воедино культурные линии города. Одну из них мысленно можно провести от дворца культуры на центральной площади, через улицу Ленинградскую и дом №37, где жила Эльвира Анатольевна Дульщикова, основатель нашего театра, до сквера «Слава труду», где будет возведен театр. Другой по праву становится улица Дзержинского – именно здесь уже много лет работает ТЮЗ «Время тайн» и сюда же будет обращен центральный вход театра-студии «Грань».
ДА И САМ СКВЕР «СЛАВА ТРУДУ» можно назвать «Театральным» или «Сквером искусств», поскольку рядом находятся и выставочная галерея, и музыкальная школа. В этом пространстве будут проходить различные биеннале, концерты, выступления уличных театров, перформансы. Сюда можно будет приглашать интересные уличные коллективы. В том числе и зарубежные, как мы сделали в 2019 году, когда на День города приехал уличный театр из Испании, прежде выступавший только в таких мегаполисах, как Петербург. Здесь не нужны билеты, а значит, с искусством во всех его проявлениях познакомится гораздо больше людей.
В СВЯЗИ С ЭТИМ, Я ХОТЕЛ БЫ ВЫЙТИ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ переимено вать улицу Дзержинского в Театральный проспект, это было бы справедливо. Разместить здесь необычные афишные тумбы и вообще сделать его главной улицей Всероссийского театрального фестиваля «ПоМост». Можно взять пример с Москвы: на новогодние праздники улица Тверская перекрывается и становится местом проведения театрального фестиваля «Путешествие в Рождество».
Георгий Кузубов
ИТАК, ТЫ ВЕРНУЛСЯ В САМАРУ. ВЫНУЖДЕННО, КАК ПОНИМАЕМ? ЧЕМ УВЛЕЧЕН? КОПИШЬ РЕЗЕРВЫ?
Я вернулся, чтобы к 35-ти годам, наконец-то, познать, что такое безусловная любовь. Растворяюсь в ней и дышу. На время этого удивительного процесса все разъехались, по домам и родственникам: хорошо, что есть куда разъезжаться. И по счастью, есть Самара – один из самых прекрасных городов мира, благодаря которому лучшее лето представить в другом месте нельзя. Увлечен любовью, собой, саморазвитием. Поэтому получилось резервы не то что накопить, а обновить. Сбросить настройки до чистых.
НЕТ ЖЕЛАНИЯ ОСТАТЬСЯ? В ТЕАТРЕ ДРАМЫ ПО ТЕБЕ СКУЧАЮТ. МНОГИЕ ВОЗВРАЩАЮТСЯ ИЗ МОСКВЫ, К ИСТОКАМ.
Желания остаться нет, скажу честно. За пять лет в Москве все преобразования и открытия, что произошли со мной, выстроили мою жизнь «правильно». После такого расширения границ не представляю возвращения. Но самарский драматический театр – первый и основной в моей жизни, он навсегда останется в сердце.
ПОДЕЛИСЬ МОСКОВСКИМ ЗАКУЛИСЬЕМ. ВЫДАЙ НАМ СЕКРЕТЫ И ПЛАНЫ ТЕАТРА, КОТОРОМУ СЛУЖИШЬ.
Из главных планов – постановка по пьесе «12 разгневанных мужчин», приуроченная к юбилею Н.С. Михалкова, в которой я задействован. Кстати, нас переименовали – теперь мы Центр театра и кино под руководством Н.С. Михалкова (раньше – театр киноактера – прим.ред.). А секрет… Приоткрою завесу тайны: в руководстве театра значительные внутренние преобразования, что нам на руку.
КАК АКТЕР, ОСТАВШИЙСЯ НА ВРЕМЯ БЕЗ РАБОТЫ, ТРАНС- ФОРМИРУЕТ СВОЮ НЕУЕМНУЮ ЭНЕРГИЮ?
Время всех трансформировало, не спрашивая. Исчезло все: любимая работа, средства самовыражения, источник дохода. И сразу встал вопрос – кто ты? Время протрясло нас через сито и проявило истину. Раньше я со своей неумной энергией был оголтелый, горящий, желающий разрывать и выкидывать голосовые связки от надрыва… Сейчас все поменялось, а энергия идет в правильном направлении. И это частично благодаря трем месяцам в Грузии, когда я участвовал в проекте «Танцы со звездами». Появилась другая опора и плотное ощущение в ногах – я заземлился.
ТЫ БОЛЬШОЙ СПЕЦИАЛИСТ ПО ЛИЧНЫМ ПРАКТИКАМ. ЕСТЬ ЧТО-ТО ИЗ ВНОВЬ ПРИОБРЕТЕННОГО?
Самое главное – я приобрел умение наблюдать за своими внутренними процессами. Безоценочно. И забирать из них силу.
КАКИЕ ЛИЧНЫЕ ПЛАНЫ МОЖЕШЬ ПРИОТКРЫТЬ?
Сейчас живу проектом «Игра в жизнь», который разрабатываем совместно с Ириной Зайцевой (лайфкоуч или человек, который открывает таланты). Он основан на психотерапевтических техниках и актерском мастерстве, говоря простым языком. Самые большие изменения происходят, когда находишься рядом с нужным человеком.
Комментарии (0)