• Развлечения
  • Музыка
Музыка

Поделиться:

Это Tyagotenie – самая загадочная и концептуальная группа Поволжья, которая препарирует человеческую душу

Tyagotenie – самарская нойз-фолк группа, которая в прошлом году выпустила ремастер первого альбома, а в нынешнем году обещает выход еще одной пластинки.

Саунд группы — это тревожное, словно хлябь болота, марево звука, величественная, но одновременно пугающая багровая заря. Tyagotenie — это мощная и ультрагромкая, почти металлическая ритм-секция, терменвокс, который придает потусторонности звучанию, народный вокал с обилием реверберации, хлесткие и очень читаемые полурифы на акустической гитаре. Эта группа с трудом поддается классификации, все ассоциации и сравнения с ней из мира фолк-музыки пролетают мимо, этот коллектив — целый мир со своей философией и мифологией. В прошлом году группе исполнилось пять лет, она прошла путь от психоделического почти инструментала с плейбеком до самостоятельного высказывания, где есть все: уникальный звук, всенепременный мрак – группа выступает в темноте, сопровождаемой всполохами света, – на сцене, медитативный ход песен и концептуальность каждого релиза.

Самый первый альбом группы называется Hic sunt leones — «Здесь обитают львы». Именно этими словами на древних картах помечались опасные и неизведанные места, где не ступала нога человека. Места, которые были пространством воображения. Край Ойкумены можно сравнить с мистическими недрами мировых океанов, где обитают такие существа и материи, которые рисует болезненное воображение писателей, художников и музыкантов.

Но Tyagotenie не про Лавкрафта и По, это скорее психотерапевтическое исследование человеческой души, ее внезапных изломов, мыслей, которые приходят в голову и от которых становится не по себе. Можно вспомнить цитату из «Человека, который смеется» Гюго, где говорится об очень темных участках души, до которых так просто не достучаться. Мало того — песни на релизе названы именами мифических исполинов. Hic sunt leones — альбом-шифр, альбом-загадка, уникальное полотно, которое интересно не только музыкально, но и концептуально.

К своему пятилетию группа решила переиздать три трека с Hic sunt leones в современном звучании и назвала релиз на родном языке. И это уже современное Tyagotenie — жесткое и шумное. Бесконечный бег по ночному лесу, прерывистое дыхание, искаженные лики и всполохи светлячков. Эти три трека — манифесты, которые напоминают о хтоническом смысле первого релиза, напоминают о важном посыле: загляни в себя, стряхни с себя социальные установки, прикоснись к природе, стань нагим пред сущностным, вкуси красоту и не бойся. Все твои самые темные мысли уже здесь — в этом звуке. Словно кто-то внезапно дотронулся сзади или что-то вкрадчиво шепнул на ухо.

Об истории группы рассказал фронтмен коллектива Александр Пучко, который помимо музыкального шаманизма преподает отечественную историю.

АКУСТИКА, ЛЕС, ПГТ МИРНЫЙ

Все началось довольно давно. По крайней мере, у меня в голове. Наверное, году в 17-м или около того. Я заинтересовался звуком акустической гитары. Без каких-либо примочек, мне очень нравилось, как она звучит сама по себе. Я нашел в этом отклик тому мироощущению, что у меня было в тот момент.

Я жил в Мирном, жил один, постоянное погружение в акустический звук полностью отражало мистическое мироощущение, плюс рядом был лес.

О группе тогда даже и не думал. Я просто чувствовал жизнь с помощью звука. И это была акустическая гитара. Мне безумно нравилась глубина звука аккордов. Безусловно, все это хотелось записать. Первоначально я мыслил концепцией записи акустических зарисовок, переборов и абсолютно абстрактных вещей.

Плюс мне хотелось добавить туда выразительных сэмплов. Потусторонних звуков, которые бы выражали некие сущности. Сущности, которые влияют на человека.

Концепция звука оформлялась достаточно долго в моей голове. Но получившемся результатом я был доволен. Акустический звук сформировал одну из моих творческих сторон. Все эти переборы, мелодии и аккорды – отражение человеческого. Все остальные звуки, извлекаемые при помощи электричества и сэмплов, – противопоставление человеческому. И вот как раз они и являются голосами сущностей. Сама идея противопоставления человеческого и потустороннего начала зреть в моей голове с 17-го года.

«РАЗОБРАННЫЙ» ЧЕЛОВЕК, МАСКИ И СУЩНОСТИ

После того, как в моей голове появилась идея музыка, я стал думать о ее визуальной реализации. Я много фантазировал, была куча идей. Одна из них – демонстрация «разобранного» человека прямо на сцене.

Основная идея первого альбома – борьба человека с сущностями. И последние буквально разрывают человека на части.

И в итоге человек должен собраться воедино. Первоначально я хотел использовать разобранного и подсвеченного манекена на сцене. Потом идея преобразовалась в концепт с масками. Маска – та самая сущность. К каждому треку с первого альбома была придумана своя отдельная маска. В 2018 году у нас состоялся первый концерт, на следующих выступлениях уже с группой мы использовали маски с подсветкой.

ТЯГОТЕНИЕ, ВОКАЛ, ТЕРМЕНВОКС

Я делал много диктофонных записей и копил идеи. Впоследствии за голоса сущностей стал отвечать терменвокс. Он полностью закрыл эту нишу.

В какой-то момент я стал понимать, что мне нужна группа, но от акустики не хотелось отказываться. Я слабо представлял, как совместить мои музыкальные настроения с рычащим басом, шаманскими барабанами и сэмплами. Первым, с кем я поговорил о группе, был Леша, наш будущий басист (прим. ред. - Алексей Монтин). Мы с ним до этого играли в пост-метал-группе Io Apreo. Первоначально мы думали о двух гитарах. Следом я обратился к Кириллу (прим. ред. - Кирилл Ильязов), мы играли с ним в группе WLVS. Оба согласились, и мы стали разбирать мои демки. Первое выступление состоялось на фестивале «Подполье» – мы играли на двух гитарах с барабанами. Не было вокала, чисто инструментальная история.

Вокал появился позже. Моя – тогда еще будущая – супруга Аня услышала наши демки и начала подпевать (прим. ред. - Анна Пучко). И я понял, что это бинго, что именно это мне и нужно было. Я предложил Ане петь в группе, и она согласилась.

Название «Тяготение» нам предложила Аня: так назывался графический проект, над которым она работала в то время.

Ей первоначально хотелось видеть связь с наукой, а мне показалось очень звучным само слово. Я словно примерил его, и мне понравилось. Круто было то, что тяготение относится не только к миру физики, но и к теории музыки – это термин, который акцентирует внимание на неустойчивых звуках. Далее мы начали использовать терменвокс.

Это русское изобретение, которое напрямую связано со звуком, – управление мелодией при помощи волн.

Я понял, что само название отсылает и к науке, и к теории музыки. Наш новый альбом будет как раз про это сочетание: микс научного и хтонического – глубинного с точки зрения поверий. То же касается и нашей музыки сейчас: мы играем фолк, но не простой. Наша ритм-секция – это стопроцентный рок. Здесь мы также видим микс народного и современного.

Потом в группе произошли некоторые изменения. Кирилл ушел из группы, на его место пришел Владимир (прим. ред. - Владимир Лягавин). Новый альбом будет уже в классическом для нас звуке: бас, барабан, вокал, терменвокс и акустическая гитара. Отдельная наша фишка – это визуальное сопровождение. У нас есть еще один участник – это Сережа, который отвечает за световое сопровождение (прим. ред. - Сергей Крылов). Свет на наших концертах – это отдельный инструмент. Музыка и визуал для «Тяготения» всегда стоят на одном уровне.

Ждем альбом уже в этом году, несомненно, что он будет интересным.

Информационный обзор редакции. 16+

Фото: Анастасия Пудинова

Следите за нашими новостями в Telegram
Материал из номера:
Самара будущего

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: