Каннибалы в гостиничном номере, лос-анджелесский клоповник, населенный психами, и полицейский, 2 года не выходящий из комнаты № 666 — к выходу фильма «Отель “Гранд Будапешт”» наш кинообозреватель Дмитрий Буныгин вспомнил еще 5 картин, где замкнутое пространство влияло на людей не лучшим образом.
«Отель «Миллион долларов »
«The Million Dollar Hotel», 1999
Режиссер Вим Вендерс
Наследник медиамагната Израэль Голдкисс (камео Тима Рота) разбился насмерть, при весьма таинственных обстоятельствах выпав с крыши лос-анджелесского отеля «Миллион долларов» – аналога нью-йоркского «Челси», приюта для нищих интеллектуалов и диагностированных психов. Безутешный отец паренька науськивает на жильцов элитного клоповника карикатурного агента ФБР со сломанной шеей (Мэл Гибсон).
Развив сценарную идею вокалиста U2 Боно, немецкий составитель биографий ангелов Вим Вендерс населил разреженное пространство своей единственной удачной «американской» ленты наиболее презренными представителями человечества (причем сосредоточился скорее не на расследовании убийства, а на самих подозреваемых).
«Ночь в Касабланке»
«A Night in Casablanca», 1946
Режиссер Арчи Майо
В течение каких-то шести месяцев персонал отеля «Касабланка» похоронил трех управляющих подряд. По всей вероятности, несчастных отравили, хотя местный шеф полиции полностью уверен в естественном характере этих внезапных смертей. Новый менеджер Корнблоу (Граучо Маркс) даже не догадывается, что за преступлениями стоит один из постояльцев «Касабланки», недобитый нацист Хайнрих Штюбель (Сиг Руман).
Двенадцатый и предпоследний совместный проект братьев Маркс, эксцентричного голливудского трио (изначально – чисто эстрадного квинтета): смышленого простака и пианиста-виртуоза Чико, деструктивного мима Харпо и, конечно же, Граучо, нахального демагога с нарисованными усами. Эта непритязательная во всех отношениях лента не идет ни в какое сравнение с признанными работами шатии-братии («Утиный суп», «Вечер в опере») и держится исключительно на сюрреалистических каламбурах Граучо (типичный диалог героев: «Вечером я собираюсь в клуб. Вам хотелось бы ко мне присоединиться? — Присоединиться? Вы разве распадаетесь на части?»). Несмотря на свое название, «Ночь» не является пародией на хрестоматийную романтическую драму Майкла Кёртица «Касабланка», даже учитывая некоторое сюжетное сходство и тот факт, что режиссер Арчи Майо прославился как раз картинами с участием Хамфри Богарта.
«Детектив»
«Détective», 1985
Режиссер Жан-Люк Годар
Однажды ночью в номере 666 парижского отеля «Конкорд Сен-Лазар» раздается выстрел, и от рук наемного убийцы погибает таинственный персонаж по кличке «Принц». На протяжении последующих двух лет злосчастную комнату безвылазно занимает инспектор Невю (Жан-Пьер Лео), поклявшийся раскрыть мотив преступника. С помощью скрытой видеокамеры полицейский в штатском денно и нощно бдит за своими беспокойными и порою опасными соседями. Чаще других в объектив попадают авиапилот Эмиль Шеналь (Клод Брассёр), гулящая домохозяйка Франсуаза (Натали Бэй) и спортивный промоутер Джим (рок-шансонье Джонни Холлидей) со своими подопечными – боксером Тигром Джонсом и его безмозглыми подружками в исполнении 18-летней Эмманюэль Сенье и 15-летней Жюли Дельпи.
К исходу 70-х годов Жан-Люк Годар сложил с себя обязанности мирового замполита и возобновил кипучую деятельность по околпачиванию массового зрителя. После выхода провокационных псевдоэкранизаций Евангелия («Хвала тебе, Мария») и Проспера Мериме («Имя Кармен») французский насмешник атаковал уже любителей классического нуара, полицейского боевика и мафиозных саг, издевательски посвятив «Детектив» Клинту Иствуду. Большинство сцен этого выверенного до последнего кадра киноиздевательства не способны вызвать ничего, кроме смеха — в градации от нервного до гомерического. К примеру, вечно оголенную грудь красавицы Сенье, будущей жены Романа Полански, здесь используют в качестве своеобразной «груши» для отработки боковых ударов.
«Отель «У погибшего альпиниста»
1979
Режиссер Григорий Кроманов
Инспектор французской полиции Глебски (Улдис Пуцитис) по срочному заданию откомандирован на один из горнолыжных курортов Северных Альп. Где-то там, среди ослепляющих своей невыносимой белизной сугробов, и затерялся отель с малоутешительным названием «У погибшего альпиниста». Хозяин этого подворья, весьма кстати оборудованного бильярдной комнатой и диско-зоной, Алекс Сневар (Юри Ярвет) недоуменно разводит руками: здесь полицию никто не вызывал. Впрочем, Глебски совсем не напрасно проделал столь трудный путь, раз уж число свежих трупов неуклонно растет с каждым часом.
Особо щепетильным критикам финальной картины Алексея Германа стоит ознакомиться с самой первой экранизацией творчества Аркадия и Бориса Стругацких, произведенной на студии «Таллинфильм» (официальная премьера «Сталкера» Тарковского состоялась только в мае 1980 года). Вместо игривой и снисходительной по тону эпитафии в честь устаревшей литературной схемы «убийство в запертой комнате» — а повесть братьев имела подзаголовок «отходная детективному жанру» — сборная команда прибалтийских кинематографистов отвесила очередной поклон закоснелому канону, без сожаления избавившись от нескольких оригинальных персонажей и до неузнаваемости изменив повадки и облик тех, кто чудом уцелел. Эстонский постановщик Кроманов с готовностью пожертвовал талантом рассказчика в угоду шальным операторским выдумкам, вдохновившись отнюдь не лучшими образцами итальянских «джалло» (конкретно, «Кровавым заливом» Марио Бавы).
«Отель»
«Hotel», 2001
Режиссер Майк Фиггис
Венецианский отель «Венгрия» оккупировали каннибалы — люди приятные и обходительные, но прожорливые. Запив печень американского туриста Джонсона (Джон Малкович) терпким кьянти, менеджер (Дэнни Хьюстон), медсестра (Кьяра Мастроянни) и гид (Джулиан Сэндз) не прочь перейти и к десерту в виде интернациональной киногруппы, прибывшей сюда на съемки экспериментальной пьесы по мотивам пьесы «Герцогиня Мальфи» шекспировского современника Джона Уэбстера. Пока оголодавший персонал соображает, каким образом можно незаметно съесть такую тьму народа, постоялый двор на глазах превращается в проходной.
Многим зрителям покажется, что в своей последней приличной картине изобретательный британец Майк Фиггис откусил больше, чем был в состоянии проглотить. Действительно, создатели «Отеля» оперируют богатым набором нарративных конструкции, эстетических приемов и визуальных методик (тут и «Догма» Триера, и «Трома» Кауфмана, и полиэкранная техника самого Фиггиса). Тем не менее, масштабное действо, разыгранное причудливо подобранной компанией (Рис Иванс, Дэвид Швиммер, Сальма Хайек, Люси Лью, Берт Рейнолдс, Орнелла Мути), ничуть не напоминает капустник (сравнений с которым явно не избежать «Отелю «Гранд Будапешт»).
Текст: Дмитрий Буныгин
Комментарии (1)