Один из создателей истории о первом российском герлз-бэнде – яркий сценарист из Самары, который в этом году – и по праву! – стал одним из лауреатов нашей премии «ТОП-50. Самые знаменитые люди Самары и Тольятти». Поговорили с ним об особенности сериала «Комбинация», волжском комьюнити и перспективах регионального кинематографа.
Начать хочется с банального вопроса: почему, перебирая идеи после «Лады Голд», выбор пал на байопик из 90-х? Что стало причиной: сочетание трендов, вызов себе или ставка на ностальгию?
На самом деле, когда мы с моим коллегой Никитой Власовым пытались найти, что делать дальше, смотрели в разные стороны. У каждого из нас были варианты, но идею с «Комбинацией» подбросил Никита. И нельзя сказать, что этот вариант сразу получил приоритет, потому что, с одной стороны, это, по сути, наш первый герлз-бэнд и довольно интересная история, а с другой, – не хотелось снимать очередной байопик, потому что такие фильмы все уже видели миллион раз. Мы стали искать подход, интересные детали и способ рассказать историю по-новому. И нашли яркого героя – бывшего обэхээсэсника Александра Шишинина, который, побывав на концерте «Миража», решил сформировать супергруппу, которая будет собирать стадионы и станет самой известной в стране. И вот когда мы нашли этого героя, сразу поняли, что кино получается. Мы ворвались в эту историю, и было уже совсем неважно, что все происходит в 90-е, да и к ностальгии это тоже не имело ни малейшего отношения: интересовались только героем и контекстом. А еще было очень интересно, что в итоге у нас получилось очень музыкальное кино, а я очень люблю музыку и давно ей занимаюсь, поэтому пришлось Никите объяснять многие вещи. А он, в свою очередь, делился со мной своими переживаниями с того времени. Потому что, хоть нас и не интересовали 90-е, наша история на самом деле произошла в те годы, причем в переломный период: она начинается в 1987 году, а заканчивается в 1993. С драматургической точки зрения это жутко любопытно!
У вас с Никитой было желание немного приукрасить историю, или вы решили идти по фактам шаг за шагом?
«Комбинация» – это наш первый опыт работы не с текстом: у нас не было книги, мемуаров или статей. Чтобы собрать фактуру, мы брали интервью у всех героев событий: побывали дома у Алены Апиной, говорили с Татьяной Ивановой и пообщались с композиторами и другими героями, которые имели отношение к истории группы. По крайней мере с теми, кто был готов с нами общаться. Для нас самым важным было добиться доверия и получить возможность поговорить. Нам очень повезло, что получилось поговорить с бывшей женой Саши. А его дочь, которая во времена, описанные в фильме, еще маленький ребенок, сыграла свою маму. В общем, получилось круто. Но главным преимуществом было то, что у нас оставалось место для маневра. Это же не спойлер: каждый может почитать «Википедию» и узнать, что Александр Шишинин, который основал группу «Комбинация», был убит. То есть наш, по сути, главный герой до сегодняшних дней не дожил. В итоге у нас была точка «А», в которой история началась, и точка «Б», в которой она закончилась. И путь, которым мы пришли в эту точку, мы формировали, опираясь на рассказы активных участников событий, придумывая разные ситуации, а потом сверяясь с очевидцами: могло ли быть такое? И нам всегда отвечали: «Конечно, могло!» Но то, что происходило на самом деле, было намного хуже и хлеще, чем мы придумывали. Так что события нашего сериала абсолютно достоверны с точки зрения очевидцев. Некоторые сюжетные повороты в жизни участниц группы мы не знали, поэтому начинали писать сцены, представляя, как все могло быть. А потом отправляли сценарий самим участницам и узнавали, что мы абсолютно точно пересказали некоторые события, о которых они никому никогда не рассказывали. Это означает только одно: мы правильно поняли своих героев. Иногда это прямо до мурашек пронимало.
Говорят, что каждый новый проект помогает открыть какие-то новые грани и знания. Какие открытия помогла тебе сделать «Комбинация»?
Мы старались, чтобы каждый день открывал нам что-то новое: сбор информации через беседы с очевидцами событий стал очень любопытным опытом. Потому что у каждого очевидца был свой взгляд, и одни и те же события все описывали по-разному. Так каждый факт начинал очень красиво раскрашивать всех людей, которые о нем говорили. И эти детали описаний помогали нам лепить характеры – это было очень интересно.
Ты из Самары, Елизавета Базыкина из Сызрани, съемки сериала проходили в Саратове – складывается ощущение, что это буквально волжский сериал. Вы это специально?
Это еще один волжский сериал, который мы делаем, и он сложился абсолютно случайно. Если честно, я считаю, что все участники нашего Поволжского творческого комьюнити самые мощные, самые открытые, самые живые и самые безумные. Я рад, что нас, волжских, становится все больше в отечественном кино: и актеров, и сценаристов, и режиссеров. Наша поволжская встроенная доброта, уверенность и открытость, она, в общем, конечно, помогает очень быстро преодолевать кучу преград, которых в кинопроизводстве более чем достаточно. Я очень горжусь, что нас много, мне нравится, что все мы видим друг друга издалека и получается прикольное творческое объединение.
По следам предыдущего вопроса: когда мы доживем до стопроцентно волжских сериалов и фильмов? С волжскими сценаристами, режиссерами и актерами? Потому что локации-то у нас уже есть.
Это очень комплексный вопрос, но это в теории вполне реальная история, что все в группе будут волжанами. Но на практике дожить до абсолютно волжского – от истории до команды – кино будет сложновато, потому что все-таки все производство сконцентрировано в Москве и все региональные истории едут снимать из столицы. Поэтому региональный кинематограф – это очень сложно сочиненная история. Для его развития нужно, как минимум, иметь большую силу притяжения: не только творческую, но и – в первую очередь – техническую. Кино – очень технический вид творчества, для которого нужны специалисты. В общем, пока это довольно сложный вопрос. Пока возможно только объединение волжских специалистов на разных проектах. И когда встречаешь на проекте своих, это всегда очень радостно. Это помогает работать вместе, потому что все друг за друга держатся. А полноценное, стопроцентное самарско-поволжское кино, возможно, если источником будут локальные истории: истории о Самаре, Тольятти, Саратове, Поволжье и так далее. Тогда шансов, конечно, будет больше. Поэтому я всячески за то, чтобы такие локальные истории появлялись и доходили до большого кино. И чтобы с каждым годом их было как можно больше.
Фото: Марина Немцева
Комментарии (0)