После того, как его фильм-экскурсия «Необычная», посвященный Самаре, прогремел на всю страну, молодой самарский режиссер Андрей Петряков закрепил успех новым фильмом – трейлером к путешествию по Самаре «Она манит аномально».
Как ты попал в кино?
Вряд ли можно говорить про «попал»: мы еще на пути в большое кино. И этот путь, к сожалению, не проходит через Самару: здесь нет киноиндустрии как таковой. Но первые шаги по этому интересному и увлекательному пути я сделал, когда начал работать видеографом на свадьбах. Там я, кстати, хорошенько поднатаскался в умении выстраивать повествование, чтобы людей пробирало на эмоции и хотелось пересматривать снова и снова. Потом работал в Москве на больших рекламных проектах и учился взрослому подходу. Главное, что меня продвигало – это портфолио. Каждый раз делаешь принципиально лучше.
Если бы не стал режиссером, кем бы ты мог стать?
С самого детства я мечтал стать футболистом. Потом хотел стать музыкантом, собирать стадионы и петь свои песни с тысячами голосов. И если футболистом я уже не стану, то музыканту отдышка мешает не так уж сильно.
С чего начинается фильм?
С открывающей сцены. Кроме шуток, в наших работах это один из ключевых элементов, который мы тщательно продумываем. Например, в «Необычной» метафора с переворотом героя в воздухе определяет концепцию всего произведения. Этот образ из головы перерос в целую тему для фильма, где мы переворачиваем представление о Самаре.
Без чего он – фильм – не получится?
Без умения доводить до конца свои идеи. А хороший фильм не получится без умения удерживать интерес к истории вокруг героев. Зрителя должен увлекать тот мир, который мы для него строим.
Что для тебя самое важное в кино?
Вот как раз тот мир, который творческая группа проекта создает. Я не всегда досматриваю даже фильмы суперталантливых режиссеров, потому что мне не близок тот или иной мир, я ему не сопереживаю. Или наоборот, я готов на время выйти из своей реальности и нырнуть в историю, атмосферу, которую приготовили для меня создатели.
Есть какая-то мысль или настроение, которое ты хочешь передать своей работой?
В наших работах мы через разные места, события, героев отражаем такое явление, как жизнелюбие. Мы хотим вдохновлять людей делать выбор из любви, а не из страхов.
Что самое сложное в жизни режиссера?
Скажу, что сложное для меня лично, как творческого человека. Это быть предпринимателем, то есть продюсером. Осознавать, что твои идеи сами по себе никому не нужны, что никто не придет с кучей денег и не промеценатит в тебя. Поэтому приходится брать ответственность за свой талант на себя и хладнокровно наводить мосты и стучаться в разные двери.
У тебя есть какая-то глобальная высота, которую ты хочешь покорить как профессионал?
«Оскар» или «Грэмми» – я еще не определился что именно.
Какой школьный предмет был твоим любимым?
Во-первых, физкультура! Я увлекался футболом и в старших классах даже надевал форму «Крыльев Советов» – мы представляли Самару на соревнованиях. Во-вторых, география. И не спрашивай почему, я не смогу объяснить. Наверное, тут есть какая-то отсылка к «Маленькому принцу» и желание узнавать новые страны.
Можешь вспомнить первую книгу, которая заставила тебя задуматься?
Первая книга, которую я прочитал, называлась «Барабашка», а вот впервые задуматься меня заставила детская «Библия» – в синем переплете с яркими картинками. Очень интересно было читать истории и сталкиваться с добрым Богом, который хранит мой сон.
У тебя в детстве были какие-то прозвища?
Сокращенная фамилия Петряк, наверное. И мама называла меня иногда губошлепом за мои пухлые губы. От этого я все школьные годы втягивал губы, а когда вырос, понял, что это не баг, а фича – все стараются сделать губы пухлыми.
Под какую песню ты танцевал медляк на школьном выпускном?
Про выпускной у меня воспоминаний не сохранилось, а вот как мы с женой танцевали на Андаманском море под Perfect Эда Ширана помню.
На фоне какого фильма или песни случился твой первый поцелуй?
Мой первый поцелуй случился в классическом подъезде под урбанистическую песню ветра, заблудившегося в многоэтажках.
Что может заставить тебя заплакать?
Знаешь, недавно мы ездили снимать несколько сцен на фоне игры «Акрона», который, кстати, пробился в Премьер-лигу. И вот я снимаю, смотрю, как болельщики на фан-секторе дружно поддерживают команду и радуются за нее, и чувствую, как слезы подступают от такого единения. Неожиданный был экспириенс. Ну и песня может заставить меня заплакать: недавно смотрели с женой живое выступление с Нобелевской премии, и я расплакался от припева песни Am I Wrong, который подпевал целый зал первооткрывателей: «Неужели я не прав, пытаясь достичь вещей, которых пока никто не видит?»
Тебе когда-нибудь снится работа?
Иногда, когда меня ждет какая-то новая задача, я засыпаю немного встревоженный. Но так, чтобы мне снилось, что я что-то снимаю, такого вроде не было.
Сколько рабочих часов в твоих сутках?
Это зависит от ситуации. Обычный день в офисе длится 6-8 часов, а съемочная смена может растянуться на двенадцать.
Можешь уместить свою биографию в
о дин твит?«Твиттер» был моей любимой сетью: я бы уместился в 140 символов, и еще место для эмоджи осталось бы. Вот: сейчас я фильммейкер, музыкант, люблю печь творожное печенье, все еще увлекаюсь футболом, люблю быть первопроходцем и продолжаю представлять, как полный стадион поет мои песни.
Каким из своих достижений ты гордишься больше всего?
У меня были высокие ставки на то, что смогу нашу восьмилетнюю кошку пересадить с лотка на унитаз. Но вчера ставка слетела – она снова все сделала по-своему. А так мне тепло и приятно от отзывов людей на мои работы: «Она манит аномально», «Необычную» и другие проекты. Но я убежден, что все самое крутое впереди. К своим профессиональным достижениям я отношусь более чем скромно пока.
Можешь вспомнить размер первого го
н орара?Первые деньги, которые я получил за работу, мне заплатили в магазине аренды кассет «Видеола» – работал промоутером, раздавал листовки и получал 100 рублей в день. А если говорить о гонораре последних лет, это может быть и смена оператора-постановщика за 30 000 рублей. Но это нечастые истории: чаще мы берем проекты с бюджетами и целой командой ведем их от креатива до полного цикла продакшна.
Сколько денег обычно на карте, которую ты носишь с собой?
У меня есть легкий мандраж на тему потери банковской карты, поэтому свои деньги я храню на специальном счету-копилке, а на карте обычно совсем немного. Иногда очередь в магазине ворчит, потому что не мне хватает средств, и я перевожу со счета на карту, стоя на кассе.
Что ты не сможешь простить другому человеку?
То, в чем я еще не разобрался. Потому что, когда разбираешься в ситуации, часто оказывается, что все не так, как тебе кажется. Поэтому я стараюсь всегда прощать людей. Просто перестаю пускать человека в свой круг доверия, когда он меня задевает.
Есть ли у тебя вредные привычки, которыми ты можешь поделиться?
Моя самая токсичная привычка – это телефон. Думскроллингом я не страдаю, а вот на риллзейшншипс подсел – много отсматриваю рилз и коротких видео, на ютубе могу залипнуть. Социальные сети, в общем. Это они отнимают у меня время, эмоции и силы, мешая мне засыпать вовремя.
Какой праздник у тебя любимый?
Наверное, Рождество. И я со своим бэкграундом протестанта имею в виду 25 декабря: время, когда закрываются проекты, в воздухе витает волшебство и можно спокойно собраться всей семьей и никуда не торопиться. А еще когда-то мы выпустили рождественский альбом, на котором было шесть песен, и с тех самых пор у меня это время ассоциируется с добрым тихим праздником.
Ты всегда знаешь, чего хочешь?
Нет. Я до сих пор исследую свою природу, чтобы научиться хотеть то, чего я на самом деле хочу. А не то, что «правильно», «выгодно» или «так нужно».
Цель оправдывает средства?
Если только все остается в рамках твоих ценностей.
В каком городе мира ты хотел бы встретить старость?
Из тех городов, в которых я побывал, мне очень понравился вайб Порту – он показался мне городом жизнелюбивых и неторопливых пенсионеров.
Есть ли у тебя какая-то версия российской национальной идеи?
Мы тут хотим отправиться на съемки фильмов-экскурсий по стране. И одна из целей, которые мы ставим перед собой, – поиск этой вот национальной идеи. Хотим, открывая новые места и города, понять, что же нас всех объединяет. Мне кажется, что за все время становления страны, которое тянется с 90-х, мы так и не нашли ее. Да, научились жить и поддерживать себя в тонусе, когда все плохо. Но мне хочется найти то, что объединит нас, когда все хорошо и спокойно.
Какой из советов, которые ты слышал, считаешь самым мудрым?
«Андрей! Свадьбы – это не твой предел!» – это из бытовых. А если вспоминать философские, наверное, вспомню мысль Соломона: «И это пройдет».
Кто виноват и что делать?
Тут такое дело: чтобы взять ответственность за свою жизнь и выстраивать ее из любви, а не из страха, рано или поздно каждому приходится понять, что нужно брать ответственность за все, что в этой жизни происходит, на себя.
Фото: Анастасия Завалкевич
Комментарии (0)