Основатель онлайн проекта о культуре delartemagazine.com Дарья Чертоляс рассказывает, как кинофестивали адаптируются к пандемии и почему они никуда не денутся.
12 мая должен был начаться 73-ий ежегодный Каннский кинофестиваль. В эти дни перед Дворцом фестивалей на набережной Круазет уже стелили бы красную ковровую дорожку, а кинозвезды собирали бы свои чемоданы с нарядами для вечерних премьер. Наверняка бы прилетели Бенисио Дель Торо, Кейт Уинслет, Эдриан Броуди, Тильда Суинтон, Тимоти Шаламе, чтобы представить фильм Уэса Андерсона «Французский диспетчер».
Однако пандемия внесла свои коррективы. И впервые с 1968 года проведение Каннского кинофестиваля стоит под большим вопросом. Просто перенести столь значимое для киноиндустрии мероприятие нельзя. Расписание кинофестивалей устоялось уже давно. Еще с 1978 года повелось, что Берлинале проходит в феврале, Каннам отдали май, а Венеции – сентябрь. Все основные киномероприятия и премьеры подстраивались под даты проведения этих фестивалей.
Берлинале-2020 представил фильмы, которые сначала не слишком увлекли зрителей и критиков, но теперь уже значатся чуть ли не главными кинопремьерами первой половины 2020 года. Ведь далеко не все продюсеры готовы выпускать серьезные премьеры на стриминговых платформах и в онлайн-кинотеатрах и переносят даты релизов на 2021 год.
Фильм «Неизбранные дороги» Салли Портер с Хавьером Бардемом, Сальмой Хайек и Элль Фаннинг, который был включен в программу Берлинале-2020, уже можно смотреть в российских онлайн-кинотеатрах. Ждем в скором времени драму «Минамата» с Джонни Деппом и документалку «Гунда» Виктора Косаковского, спродюсированную Хоакином Фениксом. Сейчас и спорный проект Ильи Хржановского «Дау» – подарок для киноманов. 700 часов съемок упаковали в несколько фильмов и выдают на отдельной платформе по одному в неделю. Все уже успели обсудить скандальные серии «Наташа» и «Дегенерация», представленные на фестивале в Берлине. На очереди – «Нора» и «Три дня».
На прошлой неделе главные кинофестивали, среди которых Каннский, Венецианский, Лондонский, Берлинале и Санденс, громко объявили о том, что с 29 мая по 7 июня пройдет глобальный онлайн-кинофестиваль We Are One: A Global Film Festival, все фильмы-участники которого будут транслироваться на YouTube. Но организаторы сразу предупредили, что громких премьер ждать не стоит: в основном в фестивале примут участие культовые работы прошлых лет и скромные авторские ленты.
Однако представители Каннского и Венецианского киносмотров еще сопротивляются происходящему и не хотят уходить полностью в онлайн. Они даже готовы рассмотреть варианты объединения. Так художественный директор Венецианского кинофестиваля Альберто Барбера заявил, что не исключает возможности реального сотрудничества с Каннами.
Даже Американская киноакадемия уже объявила об изменениях в правилах подачи заявок на «Оскар». Но в этом заявлении неоднократно подчеркивалось, что эти изменения временны. «Академия твердо верит, что нет лучшего способа испытать магию фильмов, чем увидеть их в кинотеатре. Наша приверженность к этому формату неизменна», – написали в своем обращении президент киноакадемии Дэвид Рубин и генеральный директор Доун Хадсон.
Поэтому говорить о закате кинотеатров и международных фестивалей в офлайн-режиме еще рано. Возможно, уже в этом году у поклонников кино будет возможность снова посещать фестивали и смотреть лучшие фильмы в «магическом» формате на большом экране кинотеатров.
Текст: Дарья Чертоляс.
Комментарии (0)