Посмертно изданы мемуары правозащитницы и педагога Елены Арманд. «Цвет малиновый иван-чай» — книга не только о диссидентстве, но и о благотворительности в те годы, когда она еще не была трендом.
Она не была потомком той самой пламенной Инессы, революционерка и муза Ленина просто последовательно была женой сначала одного, а потом другого брата деда Арманд. Биография же самой Елены Давыдовны (1935–2015) — притча о духовных исканиях советской нонконформистской интеллигенции. Географический факультет МГУ, оконченный с отличием, затем аспирантура, работа в одном из столичных НИИ — прибежище тихого вольнодумства. Затем следует резкий и опасный поворот судьбы, Елена, к тому времени мать двоих детей, вливается в диссидентское движение: распространяет самиздат, устраивает на своей кухне последний концерт Галича перед отъездом барда в эмиграцию, носит в тюрьму передачи будущему первому президенту независимой Грузии Звиаду Гамсахурдиа.
Серьезных проблем с госбезопасностью удалось избежать, но из института Арманд выгоняют. Дальше она меняла адреса и занятия: была разнорабочей в сибирской глухомани, работала поваром, писала фрески в уцелевших храмах. В 1988-м устроилась воспитателем в интернат для детей с отставанием в умственном развитии в деревне Хотилицы, что в глубине Тверской области, где и осталась жить, основав общество социальной реабилитации, фактически коммуну, построенную на принципах вальдорфской педагогики: физическом труде, общении с природой и индивидуальном подходе к каждому ребенку. За чтением Данте там следовала прополка огорода, и наоборот.
Самые пронзительные страницы книги — долгая и драматическая история о том, как Елена Давыдовна на седьмом десятке усыновила Гришу Потокина, четырехлетним вырванного из семьи алкоголиков-садистов, вместе с приемным сыном пережила нищету, финал тверского проекта и возвращение в большой город. Скромная, начисто лишенная героического пафоса автобиография женщины, ушедшей из жизни в начале этой весны, — любопытное и важное дополнение к истории советского диссидентства. В последние годы книги о правозащитном движении в СССР вошли в моду, можно вспомнить монументальную антологию француженки Сесиль Вессье «За вашу и нашу свободу!» или желчные воспоминания подпольщика Александра Подрабинека. Документальная повесть Арманд — ценное свидетельство «рядового участника» сопротивления неправедному и жестокому строю.
Издательство Ивана Лимбаха
Комментарии (0)