• Развлечения
  • Книги
Книги

Поделиться:

Научная нефантастика: Софья Сыромятникова о цифровом будущем, предсказанном классиками жанра

Поэт и программный директор книжного фестиваля «Время читать» поделилась своим представлением о перспективах сотрудничества человека и искусственного интеллекта.

Благодаря давней и сильной любви к чтению и, в частности, неравнодушию к научно-фантастической литературе, в моей голове сложилось некое представление не только о самой фантастике, но и футурологии и ее месте в нашей реальной жизни. Тема создания неких интеллектуальных машин, превосходящих возможности человека, всегда будоражила умы. И не секрет, что научная фантастика всегда была не только развлекательным жанром, но и способом исследования возможных сценариев будущего: многие классические и современные произведения содержат элементы, которые впоследствии стали или постепенно становятся реальностью.

Одним из первых авторов, заговорившем об искусственном интеллекте стал… Думаете Айзек Азимов? Нет, Карел Чапек, написавший в 1920 году пьесу «Россумские универсальные роботы». Сюжет пьесы развивается на фабрике, производящей «искусственных людей» для тяжелой работы, которых автор и называет роботами: в переводе с чешского «робота» означает «каторга». На мой взгляд, эта не самая популярная среди читателей пьеса заслуживает особого внимания: в ней есть и восстание роботов на фабрике, которые потом убивают всех людей на планете и приближаются к грани уничтожения, потому что делать роботов становится просто некому. И появляющиеся у роботов человеческие свойства: я говорю о любви. Одним словом, самый что ни на есть классический сюжет, повторяющийся по сей день в различных вариациях в книгах, фильмах и сериалах. Кстати, первым плагиатором Чапека стал Алексей Николаевич Толстой, написавший несколькими годами – в 1924 – позднее свой «Бунт машин», чем вызвал сильные возмущения «коллег по перу». Однако и возмущения и практически стопроцентное копирование сюжета известной пьесы не помешало поставить «Битву машин» в Большом драматическом театре в Ленинграде. Возможно, столь кровожадные сюжеты и сподвигли Айзека Азимова создать ряд этических правил для роботов, опубликованных в 1942 году. Самое невероятное во всем этом, что «Три закона робототехники» действительно стали рассматриваться как пособие по работе с роботами в 2014 году.

С роботами понятно. А что с интернетом? Что-то похожее на «всемирную паутину» описывали многие авторы 60 и 70-х годов, но американский писатель Уильям Гибсон оказался наиболее точным: в 1984 году он написал роман «Нейромант», в котором дал достаточно подробное описание технологии работы компьютерной сети.

Что еще предсказали писатели?

  • Станислав Лем, известный своими философскими и научно-техническими замыслами, предвосхитил многочисленные современные технологии, включая искусственный интеллект, виртуальную реальность, а также многие другие научные и технологические разработки. Любителям и тем, кто даже не знает Лема, я всегда рекомендую одно из самых мощных литературоведческих произведений автора «Фантастика и футурология», в котором писатель не только делает подробный разбор известных произведений фантастов, но и излагает то самое соотношение писательской фантазии и реальности.
  • Артур Кларк, ключевая фигура в жанре научной фантастики, часто предвосхищал технологические достижения, такие как коммуникационные спутники, виртуальные миры и информационные технологии, которые впоследствии стали частью нашего обыденного мира. В 1951 году он создал рассказ «Часовой», который лег в основу легендарной «Космической одиссеи 2001 года» Стенли Кубрика. В нем, помимо межзвездных кораблей, есть и подробное описание спутников.
  • Рэй Брэдбери, в своем произведении «451° по Фаренгейту» и огромном количестве рассказов, предсказал появление виртуальной реальности, «умные» дома, беспроводную связь, сенсорные телевизоры и даже массовую цензуру информации.
  • Джордж Оруэлл, автор «1984», представил мрачное видение тотальной государственной слежки, контроля и манипуляции, что в ряде аспектов напоминает современное цифровое общество с его системами массового наблюдения и цифровым следом, который мы оставляем в интернете. Очень актуальный автор.
  • Не менее актуальный Олдос Хаксли предсказал многие технологические достижения и социальные изменения в своем романе «О дивный новый мир», включая репродуктивные технологии, манипуляцию с помощью информации.
  • Роберт Хайнлайн, автор ряда популярных научно-фантастических произведений, предсказал лунные высадки, биоинженерию и другие технологии.

Каждый из них стал своего рода пророком цифровых технологий и предсказателем нашей реальности. По иронии судьбы искусственный интеллект стал активно влезать в пространство литературы и использоваться в генерации литературных текстов. Уже появились первые книги, написанные ИИ, которые получили престижные литературные премии, поэтому дискуссий на этот счет было немало и закончатся они не завтра. Кто-то категорически против вмешательства искусственного интеллекта в какое-либо творчество, а кто-то придерживается мнения писателя Дениса Драгунского, который как-то сказал «Какая разница кто написал книгу, главное, чтобы она была интересная».

Как бы там ни было, технологии прочно вошли во все сферы нашей жизни и оказывают все более значительное влияние и на процессы управления государством. И здесь тоже много дискуссий. С одной стороны, эти технологии помогают улучшить эффективность работы государственных органов, повысить уровень обслуживания граждан, а также обеспечивают более транспарентную и открытую работу власти, а с другой стороны вопрос цифровой безопасности, манипуляций и различные контрасты в освоении технологий разными слоями населения продолжает быть актуальным и болезненным. Помня о Терминаторе и его «I’ll be back» и фразе Стивена Хокинга о том, что супермощный искусственный интеллект может расправиться с человечеством, как с семьей муравьев, вопрос «Будет ли наше совместное с ИИ будущее страшным?» играет новыми красками. А ответа мы не знаем, хотя видим, что как искусственный интеллект вычисляет наши предпочтения и автоматически подбирает нужный нам контент, своего рода манипулируя нашим сознанием.

Вспоминается британский фантастический сериал «Years and Years», в одной из серий которого девочка-подросток приняла решение увековечить себя, полностью перейдя «в цифру». Процитирую часть ее сильного монолога.


«Мы во всём виноваты. Во всём. Все мы. Банки, правительства, рецессия, Америка. Всё, что пошло не так – это наша вина. Каждый из нас несёт ответственность за весь мир. Мы можем просиживать хоть весь день, обвиняя других, мы виним экономику, виним Европу, оппозицию, погоду, и в итоге начинаем винить неумолимое течение истории, словно оно нам неподвластно. Словно мы беззащитные и слишком маленькие. Но это всё еще наша вина. Знаете почему? Из-за однофунтовых футболок. Мы не можем устоять, ни один из нас. Мы видим футболку за один фунт и думаем, какая выгодная цена. И мы покупаем. Не покрасоваться, но вполне сойдёт, чтобы поддеть внизу холодной зимой. А владелец магазина получит жалкие 5 пенсов за эту футболку. А какой-то крестьянин в поле получит одну сотую пенса. И мы думаем, что это нормально. И мы несём свои деньги и делаем покупки в этой системе всю жизнь. Я поняла, что дело пошло не так, когда очередь дошла до супермаркетов. Когда они заменили всех женщин на кассе на автоматические терминалы. И никто из нас ничего не сделал. Мы все от этих женщин отвернулись. Не писали жалобы, не стали покупать в других местах. Мы дулись, пыхтели и мирились с этим. И все эти женщины исчезли, и мы это допустили. И нам эти терминалы уже нравятся, мы их хотим. Потому что мы можем просто пройти мимо, собрать свои покупки и нам не придётся смотреть в глаза такой женщине на кассе. Женщине, которой платят меньше, чем нам. Её больше нет, мы от неё избавились. Это мы построили такой мир. Поздравляю».


Я тоже не знаю, будет ли будущее с ИИ страшным или нет. Но это будущее в любом случае будет интересным!

Фото: Архивы пресс-служб

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: