Руководитель отдела социокультурного проектирования Агентства социокультурных технологий, поэт, программный директор книжного фестиваля «Время читать» Софья Сыромятникова поделилась своей версией истории развития современной самарской литературы. Специально для «Смр.Собака.ru».
«Мало кто считает Самару литературным городом. И в этом, конечно, есть изрядная доля истины: у нас тут не Петербург, где каждый булыжник дышит гениальными произведениями классиков. И даже не наш волжский сосед Нижний Новгород, который выглядит более «книжным» благодаря Горькому и Добролюбову. И все-таки Самара заслужила свое место на литературной карте нашей необъятной родины — это заслуга литературных кружков и тусовок, которые спонтанно вспыхивают и быстро угасают, иногда успевая оставить свой след.
Все началось в далеких семидесятых годах прошлого века, когда литкружки превратились в настоящий двигатель местных литературных процессов. К слову, несмотря на то,что эти кружки «по документам» считались клубами по чтению, это совсем не мешали им доносить до желающих собственные стихи, и прозу. А так как свобода слова в нашей стране всегда шла в комплекте с неприятностями, никого не удивляли ни периодические смены состава участников, ни перемещения литобъединений с места на место. Стабильного развития самарской литературе тот период подарить не смог, зато породил массу самиздатовских вспышек, которые тянулись вплоть до середины девяностых и слились в одну густую литературную реку под названием «Вестник современного искусства «Цирк «Олимп» — журнал, который заметили даже в столицах. И не просто заметили, а даже заговорили о самарской литературе.
Следующий виток развития самарского литературного слова пришелся на конец девяностых, когда начался — вы не поверите! — очередной всплеск интереса к литературным кружкам, у которого было вполне логичное объяснение: их участники освободились от нависавшего дамокловым мечом «железного занавеса» и хотели стать заметными в обществе. А, если повезет, даже печататься в местных изданиях. Логичным развитием этого всплеска стал расцвет литтусовок в нулевых, создавший настоящую экосистему из читателей, организаторов литмероприятий и поэтов с прозаиками, которые рвались читать свои творения во дворцах культуры, арт-пространствах, барах и даже просто на улицах. В это время в городе появились школы литературного перевода, поэтические батлы, литературные мастерские и противоборствующие литературные течения: верлибристы против союза писателей, литературная критика против обычных читок и неформалы против бардов. Следить за конфликтами всегда интересно, поэтому на поэтических вечерах в «Арт-пропаганде» было многолюдно. Да и другие студии достигли своего пика: «Орфей», «Девятая студия», студия при Союзе писателей и тусовка «Веселье Ебенизера», участники которой умело притворялись маргиналами и периодически выступали на различных — но, в основном на барных — площадках города. А когда градус конфликта начал спадать — на большой реке нет ничего постоянного — интерес к литературным процессам тоже начал спадать.
Тем более, что в наше время эти процессы незаметно перетекли в интернет. Хотя, это вряд ли стоит рассматривать, как что-то плохое: развитие медиапространства перевело молодую поэзию в режим акселерации, который привел к появлению авторов и проектов, собирающих хоть и небольшую, но «свою» аудиторию. В этот тренд органично вписалось возвращение поэтических читок в бары и другие пространства: «Четверги в Библиотеке», «Поэтическая мастерская» и «Литпятница» возродили интерес к классике и заново зажгли самарских читателей. И самарских авторов, у которых появилось множество площадок для самореализации. Поэты могут почитать свои вирши и получить обратную связь в ТО «МОСТ», «ЖЕЩЕ», Цехе поэтов «Пятый угол» и других — да, мы снова о них! — литературных кружках, которые можно найти в поисковой строке. А к кружкам добавилось несколько литфестов: от Всероссийского фестиваля имени Михаила Анищенко до фестиваля поэзии «Пятый.Свободный», который впервые за долгое время объединил членов некогда противоборствующих литературных кланов.
Тут круг замыкается и мы пришли к тому, с чего начинали: современные литературные утверждают, что самарской литературы не было и быть не может. Возможно они правы, но ситуация такова, что мы переживаем очередной пик самиздата и – да, вы знаете, о чем я сейчас скажу! – литературных кружков, которые теперь гордо называются коммьюнити. И, кто знает, может быть уже завтра в один из этих кружков запишется гений, который сделает самарскую литературу great again. Ну, или хотя бы просто great».
Фото: Роман Бубнов
Комментарии (0)