XX век, а особенно его начало, дал искусству новый импульс и принес много «измов». Выставки двух крупных художников этой эпохи продолжаются в Самарском областном художественном музее.
Анри Матисс – французский скульптор, художник, лидер течения фовистов – занимает исключительное место и как художник, и как мыслитель. Он стал свидетелем двух веков (Матисс родился в 1869 и умер в 1954) и наверно поэтому унаследовал и обобщил в своем творчестве духовное богатство и лучшие черты культуры прошлого и культуры своего времени. На выставке «Анри Матисс. Взгляд» представлены 118 литографий, выполненных с работ знаменитого художника.
Окно – любимый мотив Матисса, оно давало ему поле для эксперимента и повод для осмысления вечных тем в искусстве. Художник создал серию красочных работ, представленную на выставке, где окно занимает особое место.
В последние годы жизни при помощи простой цветной бумаги и ножниц Анри Матисс создавал аппликации, производившие эффект симфонического цветового звучания, ритмической музыкальности линий и абсолютной композиционной гармонии. Вершиной этих экспериментов стала его единственная книга, которую он сам написал и проиллюстрировал, получавшая название «Джаз». Она представлена на выставке, которая продлится до 11 марта.
Художник Павел Филонов (1883-1941) мало известен широкой публике именно из-за запретов советской эпохи, но он признан и любим искусствоведами.
Государственный Русский музей и Самарский областной художественный музей посвящают ему выставочный проект. Будет представлено 19 произведений живописи и 12 графических работ, демонстрирующих эволюцию взглядов и специфику художественного мышления «живописца незримого» Павла Филонова. Государственный Русский музей является практически единственным в мире обладателем работ художника: в 1977 году 300 произведений живописи и графики художника принесла в дар Русскому музею его сестра Евдокия Николаевна Глебова.
Павел Филонов – самый необычный из русских авангардистов, нищий аскет и фанатик, разработавший собственную философию «аналитического искусства», по которой в любом, даже самом миниатюрном карандашном рисунке, должна присутствовать вся Вселенная. Филонов считал, что художнику необходимо руководствоваться «принципом сделанности», одним из главных положений аналитического метода. Глаз художника должен не столько видеть, сколько знать; цель художника – изображать не лицо человека, а его мышление и психологию, найти, исследовать и беспристрастно зафиксировать механизм устройства Вселенной. Подробней о его взгляде на живопись можно прочесть здесь и на выставке до 18 февраля.
А еще посетители могут получить магнит с изображением работы художника. Для этого необходимо распечатать купон, купить билет в кассе музея и, предъявив купон и билет, получить магнит в сувенирной лавке музея.
Фото: Самарский областной художественный музей.