• Развлечения
  • Искусство
Искусство

Поделиться:

Передать эмоцию

Специально ля тех, кто интересуется музейной жизнью Самары, мы взяли комментарий у Вячеслава Тишина, создателя портала Art-Most.com, номинанта премии ТОП-50 "Самые знаменитые люди Самары". О том, какие самарские выставки этой осени у него оставили впечатление – читайте ниже.

«Пабло Пикассо. Искушение». Самарский художественный музей. 23 сентября – 27 ноября.


Выставка графических работ великого художника, посвященная теме эротики.


«Художественный музей уже привозил Пикассо. Раньше это были музейные собрания, теперь частные коллекции. Пикассо – художник, который за свою жизнь создал несколько тысяч полотен, а графики – еще больше. Большое её количество до сих пор в частных руках. В 50-60е годы, когда был жив автор, можно было сравнительно недорого купить его графические работы. Тогда она была доступнее, а в наши дни они стали топ-лотами ведущих мировых аукционов.
В Художественный музей привезены литографии рисунков Пикассо, которые он создал с марта по октябрь 1967 год. Серия получила название Suite 347, по количеству написанных работ. 105 из них вошли в выставку «Искушение». На тот момент Пикассо было 87, он оставался художником и мужчиной, продолжал воспринимать с юмором мир и женскую натуру. Фактически это гравюры языком середины XX века. Они сделаны с иронией к людям и к себе: на некоторых гравюрах художник оставил автопортреты.
Пикассо прожил огромную жизнь, у него было много творческих периодов. Он любил женщин, женщины его любили. Достаточно упомянуть, что предпоследняя жена ушла из-за его частых измен. В нем было много энергии и любви к жизни. Поэтому в его работах гротеск, карикатурность, театральность, цирк, шапито, смешение стилей, игра. Как обычно, у рисунков Пикассо длинные, сложносоставные названия. Он переплетает сюжеты, взгляды, образы, но передает это простым языком».

«Экология художественного пространства». Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина. 27 августа- 27 сентября.


Проект в рамках IX Ширяевской биеннале.


«Хотя тема биеннале cash, связи с ним не уловил совсем никакой. Зато очень четко прослеживается тема ПТИЦ. Птицы - это не cash, но тоже интересно. Правда, не все. Многие работы были сильными и концептуальными, некоторые – на удивление слабые.
Выделю пять проектов. Во-первых – альбом мэтра нонконформизма Ильи Кабакова - "Летающие". Интересно, но по большому счету разочаровал - в первоисточнике, а именно картинах Марка Шагала, было больше идей, ну и визуальный ряд посильнее.
Во-вторых, видеоинсталляция LARRY Владимира Тарасова. Она содержательна: известный саксофонист превращается в певчую птицу. Но и тут не обошлось без заимствований у гениального Джона Кейджа.
В-третьих, анимационная работа Владимира Смоляра "Птица". Простота, минимализм и немного юмора - здесь все, как я люблю. Пиксельное видео, телевизоры с кинескопами и старые аудио-колонки – отсылка к советским игровым автоматам. Зацепило.
Четвертый проект: видео-инсталляция Владимира Селезнева "Погружения" (стоит во всех смыслах особняком). Специально для любителей посмотреть на клетки через микроскоп. Только вместо окуляра - иллюминатор, а анимация цифровой бездны заменяет микроорганизмы. Работа сделана добротно, передана уникальная атмосфера, хотя и смотрится немного затянуто.
Ну и последнее: Сергей Катран "Казуар". Пожалуй, одна из самых сильных концептуальных видео-работ на выставке. Хотели контактный зоопарк? Пожалуйста, только индейкой на этот раз будете вы, идет? ».

«Выставка кухарок». Галерея «Вавилон». 21 сентября – 12 октября.


Проект четырех самарских художниц: Елены Макеевой, Анны Сливковой, Дины Богусоновой и Алисы Самаринкиной.


«Как-то мне рассказали историю названия: однажды некий человек с пренебрежением обронил, что работы художниц «это живопись кухарок». Они приняли вызов и решили показать, что да, они кухарки, но могут еще и так. Сквозной ярко выраженной темы нет, мне не хватило какой-то связующей линии, но выставка интересная. Самаринкина работает в жанре керамики, отчасти это концептуальные вещи, чаще – декор и символизм. Богусонова – эмаль по металлу. Работы нестандартные, абстрактные, сложные по технике. Другая часть выставки – живопись Макеевой и Сливковой. Они используют традиционно мужские темы, переосмысливают их и описывают женской рукой. Например, Макеева рисует технику: пароходы, поезда. У Сливковой – натюрморт с вяленой рыбой "Ушла за пивом"».

«Неизвестный Нестеров». Культурно-выставочный центр «Радуга». С 21 сентября.


Выставка в рамках проекта «Художественные сокровища России». Представлены произведения художника Михаила Нестерова из частных коллекций, ранее не выставлявшиеся перед публикой.


«Нестеров входит в когорту крупных художников начала XX века. По значимости он приравнивается к Рериху, Коровину. Чтобы было понятно: на аукционах его работы оцениваются от 100 тысяч до 5 миллионов долларов. Выставка привезена из Музея Храма Христа Спасителя, правда, там она была чуть больше – порядка 40 работ. В Самару попали 33. В основном – это миниатюры, акварель, графика, этюды. Есть даже эскизы к театральным постановкам. Для экспозиции центр «Радуга» сделал пространство уровня хорошего европейского музея с правильным светом, системой вентиляции. Оно будет использоваться и дальше, например, для выставки работ Поленова. Хотя мероприятие особо не афишируется, идти нужно».

Открытие Музея 5-го гусарского Александрийского полка. Здание Военно-исторического музея ПУрВО. С 12 сентября.


Уникальный музей, посвященный полку «черных» или «бессмертных» гусар. В свое время в нем служили поэт Николай Гумилев, писатель Михаил Булгаков и президент Финляндии Карл Маннергейм.


«Организаторы решили рассказать об истории русского оружия дореволюционной эпохи и сделали это достойно. В музее представили одну из самых крупных в России коллекций подлинных предметов, которыми пользовались офицеры царской армии. Все снабжены великолепным справочным материалом. Экспонаты собирались по крупицам со всей России. На открытие из Франции приехал потомок одного из гусар, был приглашен оркестр, военно-исторические клубы, кадеты, всех одели в соответствующую форму. Были даже всадники, дамы в костюмах тех времен. Конечно, это в первую очередь исторические ценности. Я сам люблю современное искусство, но такие выставки интересны и нужны. Можно кучу времени читать учебники, а можно сходить в музей, один раз увидеть и погрузиться в историю с головой».

«Достояние. Естество». Галерея Виктория. 2 сентября – 16 октября.


Вторая выставка в рамках проекта «Достояние». В ней объектом художественной рефлексии становится природа.


«"Виктория" идет в сторону современного сложного концептуального искусства. И выставка этому соответствует, хотя и получилась разношерстной. Впечатлили работы Олега Кулика, его работы стоят особняком. Он, безусловно, мэтр нашего андерграундного искусства, художник сложный, обличающий, провокационный – заставляет зрителя задуматься. Не боится жесткости: в фотовыставке "Memento mori" лицом к лицу с вами изображены чучела обезьян, в видео-арте – эксперименты академика Павлова над собаками. Также отмечу Игоря Макаревича, его любопытные эксперименты, где герой мечтает превратиться в дерево. Интересны работы Ильи Долгова, по примеру писателя Виталия Бианки он ведет свою "Лесную газету". Приятно, что в экспозицию попала самарская художника Оксана Стогова, которая работает в области ленд-арта.
Я люблю лаконичное искусство, когда идея передается с помощью минимальных средств. Было много работ, в которых много предметов и деталей – дробление, которое, на мой взгляд, портит впечатление. Проект интересный, но немного неуравновешенный – на фоне ярких работ Кулика остальные немного теряются».

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: