• Развлечения
  • Искусство
Искусство

Выставка ноября: финский модернизм в Эрмитаже

В Главном Штабе развернется масштабная экспозиция финского дизайна и архитектуры — идеальное путешествие в существующий неподалеку мир сохраненной эстетики модерна.

Посуда Айно Аалто Айно Мария Аалто, жена выдающегося финского архитектора Алвара Аалто, была адептом биоморфного дизайна, прямого потомка радикального

Посуда Айно Аалто

Айно Мария Аалто, жена выдающегося финского архитектора Алвара Аалто, была адептом биоморфного дизайна, прямого потомка радикального авангарда. Серия стаканов нежных расцветок, впервые выпущенная в 1932-м, возникла из образа кругов на воде, которые вызывает брошенный камень.

Жилищный дизайн 1930-х Идеи интернационального авангарда в условиях Финляндии довоенного десятилетия воплощались в стиле интерьеров и мебели

Жилищный дизайн 1930-х

Идеи интернационального авангарда в условиях Финляндии довоенного десятилетия воплощались в стиле интерьеров и мебели, названном «белым функционализмом»: железобетонные конструкции и обширные полосы остекления, хромированная фурнитура, алюминиевые жалюзи и линолеумные покрытия, раздвижные двери и встроенный свет.

Проект Вильо Ревелля Напоминающий конструктивистские жилые дома-фабрики проект «Синяя лента» для Хельсинки — победитель конкурса, проведенного в

Проект Вильо Ревелля

Напоминающий конструктивистские жилые дома-фабрики проект «Синяя лента» для Хельсинки — победитель конкурса, проведенного в рамках муниципальной жилищной реформы начала 1950-х. Ревелль начинал как функционалист, в послевоенные годы стал одним из ведущих архитекторов финского рационализма. Наиболее известный его проект реализован не на родине, это здание ратуши в канадском Торонто.

Платье «Богатый вечер» Фэшн-дизайнер Вуокко Нурмесниеми (которая и сегодня, в свои восемьдесят пять, проектирует одежду) в 1960-х придумывала вечерние

Платье «Богатый вечер»

Фэшн-дизайнер Вуокко Нурмесниеми (которая и сегодня, в свои восемьдесят пять, проектирует одежду) в 1960-х придумывала вечерние платья и повседневный текстиль под влиянием супрематизма, опарта и свингующей Англии.

Кресло Ээро Аарнио Объект великого дизайнера, творящего на пересечении промышленного дизайна, архитектуры и художественной практики в духе доброго поп

Кресло Ээро Аарнио

Объект великого дизайнера, творящего на пересечении промышленного дизайна, архитектуры и художественной практики в духе доброго поп-арта, — придуманный на рубеже 1970-х парафраз его же Ball Chair, шарообразного кресла словно из цеха декораций кубриковской «Космической одиссеи». «Пузырь» сделан из акриловой смолы, а подвешивать его нужно к потолку.

 

Ксения Малич, куратор архитектурной программы Эрмитажа, куратор выставки:

В Финляндии нет одного фундаментального собрания, как, например, Нидерландский архитектурный институт в Роттердаме, поэтому, готовя выставку, мы работали с тремя: архивом Алвара Аалто в Ювяскюля, Музеем финской архитектуры и Музеем дизайна в Хельсинки. Специфика этого проекта в том, что будет показана не только архитектура, но и мебель, художественное стекло, поскольку рассказывать о финском модернизме, отделив его от дизайна, практически невозможно. Во-первых, потому что сами архитекторы внимательно относились к интерьеру. Во-вторых, потому что финский дизайн оказал в международном масштабе не меньшее влияние, чем архитектура, благодаря таким раскрученным предметам, как кресла Ээро Аарнио или посуда Айно Аалто. С финской экспозиции на Всемирной выставке 1937 года в Париже украли все предметы! Мы отобрали около 450 рисунков, фотографий, макетов, редких чертежей. Еще сделали подборку художественных фильмов, потому что в финском кино 1930–1960-х подробно показана современная архитектура, видно, как нация ею гордится. Любой финский зодчий и дизайнер всегда узнается по почерку. В первую очередь это тактичное и внимательное отношение к природе. В этом плане Финляндия, как близкий сосед, может служить для нас источником позитивного опыта. Очень хочется наглядно доказать, что модернизм, смерть которого неоднократно провозглашалась, на самом деле никогда не умирал. В Финляндии он вырастал не из радикального манифеста, но предлагал удобные инструменты для жизни. В северных странах все приемы, выработанные в 1930– 1970-х годах, продолжают жить, от них никто не отказывается. Мы не найдем ни одного здания, от религиозных до общественных, которое бы пришло в упадок или использовалось не по назначению. Они как будто построены не шестьдесят лет назад, а десять. Везде сохранились родная фурнитура, оконные переплеты, светильники. Поэтому в вопросе сохранения памятников ХХ века опыт Финляндии очень важен. Это дело даже не реставрации, а отношения к собственному прошлому и настоящему».

Выставка «Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне».
Главный штаб, с 14 ноября.

Следите за нашими новостями в Telegram
Материал из номера:
Ноябрь 2015
Дата события:
14 ноября 2015 года - 22 января 2016 года
Места:
Государственный музей Эрмитаж
Люди:
Ксения Малич

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: