• Развлечения
  • Искусство
Искусство

Хедвиг Фейен: «"Манифесту" отменять или переносить никто не собирается»

Директор Международного Фонда Manifesta ответила на несколько наших вопросов, связанных с политическими скандалами вокруг биеннале современного искусства «Манифеста-10», которая должна состояться этим летом в Петербурге.

Что вы думаете об инициативе художника Юрия Лейдермана, который призвал к переносу или отмене «Манифесты» из-за событий в Украине?

Такие вещи происходят повсеместно, но тут есть момент, который вызывает удивление. Когда бомбят Ливию или Ирак, из Нью-Йорка не переносятся никакие культурные события и даже практически никакого шума не поднимается по поводу связи культуры и международной политики. Однако как только что-то подобное происходит в России, Африке и других местах, сразу поднимается скандал. Мы ни в коем случае не собираемся переносить биеннале, поскольку в такие моменты важно именно деятельное присутствие и воздействие на общественное мнение с помощью культурных инструментов, которые имеются в нашем распоряжении. Присутствие, а не изоляция — вот единственный способ влиять на происходящее. А по поводу инициативы с переносом или отменой – мы сделаем заявление в ближайшее время (Совместное заявление куратора «Манифесты-10» Каспара Кёнига и Международного Фонда биеннале по поводу призывов к бойкоту появилось сразу после интервью с Фейен - Прим. ред.).

Что вы думаете о бойкоте как о способе воздействия на общество? С другой стороны, не послужит ли «Манифеста» своего рода культурной легитимацией того, что происходит в России?

В арт-сообществе такое происходит постоянно, как я уже сказала. И в свете происходящего мы считаем особенно важным не изоляцию, а информирование, и именно поэтому биеннале должна состояться и должна состояться здесь, в Петербурге. В ходе биеннале, в рамках которой будет обширная параллельная программа, мы, естественно, собираемся реагировать на события, высказывать свое мнение и отображать реальность. Вообще многое зависит от угла зрения: вам в России кажется, что ваша ситуация уникальна, хотя на самом деле, конечно, это не так. То же самое и с местом проведения: для вас Петербург — самый западный из городов российского социокультурного пространства, а для нас — самый восточный из западных, европейских городов. Таким образом мы надеемся удачно совместить и соединить разные культуры.

То есть Петербург выбран поэтому, как перекресток?

Нет, мы выбрали Петербург, потому что господин Пиотровский пригласил нас, и потому что это юбилейный год, и это действительно великолепное и удобное место для проведения биеннале: ведь мы не собираемся устраивать мероприятия только в Эрмитаже, по всему городу планируется проводить различные связанные с этим события.

В последнее время также было много скандалов, связанных с усилением цензуры: вы, должно быть, знаете об атаке на эрмитажную выставку братьев Чэпменов, помимо этого, были и другие инциденты, включая судебные иски против художников и кураторов.

Да, я, конечно, знаю об этих инцидентах. И это тоже отнюдь не уникальная локальная особенность: такое встречается всегда и везде, особенно если учитывать религиозные настроения: мы не можем себе представить, например чтобы в Африке или даже в Италии (скажем, в Ватикане) можно было прийти в церковь и делать там что-то крайне провокативное. Что касается общества, то проблему непонимания современного искусства можно решить с помощью образования, и именно этим мы собираемся заниматься: у нас запланированы не только выставки, но и серьезная образовательная программа именно для того, чтобы биеннале не была мероприятием исключительно «для своих» из арт-сообщества. Люди часто говорят, что они не понимают современное искусство, но вот, скажем, когда Екатерина Вторая основала Эрмитаж, она что делала? Собирала современное ей искусство.

Интервью: Белла Рапопорт

Фото: flickr@Z33 art centre

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: