В свободное время коммерческий директор девелоперской компании и автор телеграм-канала «Иванова_про недвижимость» Мария Иванова проводит аукционы современного искусства, знакомится с самарскими – и не только! – художниками и собирает собственную коллекцию искусства. Поговорили с ней о поддержке локального арта, ошибках начинающих коллекционеров и мифах, связанных с частными коллекциями.
О статусах, аукционах и причастности к истории искусства
Я не могу себя назвать коллекционером в полном смысле этого слова и не причисляю себя к избранной касте. Я – просто человек, который поддерживает искусство. А так как в моей коллекции преобладают картины самарских художников, я называю себя амбассадором локального самарского арта. Я уже много лет провожу аукционы современного искусства, одна из главных целей которых – поддержка и продвижение самарских творцов. Пользуясь служебным положением, я знакомилась с самарскими художниками. С некоторыми знакома лично, некоторых знаю только по работам.
Может, амбассадор искусства и звучит громко, но я и философствую по-крупному. Ведь каждый раз, когда ты покупаешь картину, ты поддерживаешь и конкретного художника, и искусство в целом. То есть, если задуматься на секундочку, искусство существует уже тысячи лет, трансформируется, развивается, а когда я приобретаю какую-то картину, автоматически становлюсь частью этой тысячелетней истории.
О первых шагах, первых ошибках и первых открытиях
Моя коллекция началась спонтанно. И, как ни странно, с картины питерского художника. Это моя любимая история. Лет шесть назад я приехала по делам в Санкт-Петербург и меня знакомые спросили: «Хочешь познакомиться с аутентичным художником?» Разумеется, я ответила: «Конечно, хочу!» И мы пошли в его муниципальную мастерскую, где он и писал, и жил, и чифирил и так далее. Иван Калистратович Капитонов причислял себя к когорте избранных, и ему было совсем не интересно рисовать для туристов с Невского. Он писал большие полотна, пейзажи и свои любимые деревенские сюжеты, но меня больше заинтересовали его подмалевки, которые хранились за занавесками: там был целый склад фрагментов его картин. Я всегда была девушкой прямолинейной, тайных правил арт-этикета не знала, поэтому прямо попросила подарить мне один из таких фрагментов. Потому что буквально оторваться не могла от этих набросков: вроде вот все просто, иногда буквально несколько мазков, но завораживает! Он сначала что-то мне в весьма неинтеллигентной манере буркнул в ответ, а когда я ему снисходительно добавила, что я могу и купить, он и вовсе вытолкал меня взашей из своей мастерской. Я, конечно, немного удивилась такой реакции и списала на его самобытность.
Спустя некоторое время от человека знающего я услышала такое объяснение. Оказалось, что многие художники не любят показывать, а уж тем более дарить или продавать неоконченные картины, потому что они считаются своеобразным незакрытым энергетическим порталом. То есть, если ты подаришь или отдашь кому-то незаконченную картину, у тебя через этот портал могут украсть творческую энергию. В этом что-то есть. Во всяком случае я твердо уяснила для себя две вещи! Во-первых, я поняла, что в моем доме точно должна быть картина Капитонова. Во-вторых, стало понятно, что мне безумно нравятся неоконченные картины – это можно назвать или слабостью, или guilty pleasure, как хотите. И до сих пор всякий раз, когда я вижу неоконченную работу, замираю, как завороженная. Возможно, в этот момент я подключаюсь к открытому творческому энергетическому каналу и подпитываюсь, кто знает. Совершенно точно мое увлечение наполняет меня энергией, помогает зарядиться и восстановиться от дел. Это, как говорится, моя вторая жизнь.
О критериях выбора, жемчужинах коллекции и живых картинах
У меня нет никаких четких критериев, по которым я отбираю картины для себя, – я просто слушаю сердце. Например, одну из самых любимых картин в моем собрании написала не самарская художница Алена Терешко, с которой мы познакомились в резиденциях «Гаража». В ее мастерской особняком на огромной пустой стене висела одна картина, которая меня буквально заворожила. Но продавать ее Алена отказалась категорически. Я долго настаивала и даже парламентера подключила, и Алена назвала высокую цену. Я так понимаю, что это была попытка «отговорить» меня от покупки. Не получилось: сегодня она одна из жемчужин моей коллекции. Эта картина – своего рода оммаж Веласкесу: в картине есть зеркало, в котором отражаются участники сюжета, и надо поломать голову, чтобы понять, кто отражается и каким образом все это вписывается в сюжет и авансцену.
У меня много достойных работ самарских художников. Есть работа Димы Кадынцева, Ивана Ключникова, Дины Богусоновой, Дмитрия Сидорова, есть работа раннего Владимира Терехина 1989 года. Периода его расцвета как авангардиста и мировой звезды. У него есть серия «Сотворение мира»: одна из семи картин – совершенно волшебная! - этой серии живет у меня дома. Отдельно выделю Олега Симбата – этого художника открыл нам всем куратор галереи «Виктория» Сергей Баландин. Увидев его самобытную работу, похожую на рисунок ребенка, сразу поняла, что не могу ее не купить. Есть работы Андрея Курочкина – очень интересного и недооцененного, на мой взгляд, художника, который пишет на полу, а не на мольбертах, смешивает абсолютно все краски и техники, а потом еще дорабатывает их сверху. В итоге получаются очень интересные цвета и нетривиальные фактуры.
Хоть я и не причисляю себя к коллекционерам, но мне очень нравится собирать искусство и его покупать. Обожаю это состояние, когда ты покупаешь картину, приносишь ее домой, и она начинает проявлять характер. Кстати, картины бывают очень строптивые и не приживаются в доме. У меня был случай, когда одну из работ пришлось унести на работу – она не смогла ужиться ни с кем. И это, в принципе, нормально, они же живые! Чтобы развесить несколько своих последних приобретений, я потратила два дня! Весь вечер я их размещала, оставила на ночь подружиться, а на утро оказалось, что дружба у них не сложилась, так что я снова взялась за развеску. Это очень увлекательный процесс, я ощущаю, как в эти моменты заряжаюсь энергией! Это буквально моя майнинговая фабрика по производству энергии.
О мифах, договоренностях и советах
Один из главных мифов, который связан с коллекционерами, похож на страшилку: когда человек покупает шедевр, больше никто эту картину уже не увидит. Это не так! Многие серьезные коллекционеры предоставляют свои владения для выставок в галереях и музеях. Например, на выставке Третьяковки в Самаре есть работы из частных коллекций. У меня, например, с Аленой Терешко, есть меморандум, подписание которого было условием покупки картины. В нем черным по белому прописано, что я обязуюсь предоставлять ей картину для выставок, в которых Алена решит принять участие.
Собирать искусство – это классно! Я всем советую примерить на себя роль коллекционера, тем более, начать можно с малого и постепенно развиваться. Это очень увлекательный путь. Мне, вообще, думается, что чаще всего коллекционерами становятся случайно: тебя просто цепляет какая-то картина или друзья дарят что-то. И пошло-поехало! Сначала ты просто интересуешься художником, читаешь что-то про жанр, в котором написана картина, и постепенно погружаешься в тему все глубже и глубже. И вот ты уже ходишь на выставки, знакомишься с интересными людьми в галереях, а потом это становится частью твоей жизни. И это очень волшебное чувство – ощущать себя частью мира искусства. Об этом можно говорить много и долго, но я скажу просто: в этом мире очень приятно жить.
Текст: Денис Либстер
Фото: Михаил Денисов
Комментарии (0)