Запомнить окружающее до малейших деталей – невыполнимая задача, а вот зафиксировать исторически важное, близкое, понятное и настоящее – вполне. В очередной раз посмотрели на работы Димы Птицына – хулиганские, местами ироничные, но всегда живые и настоящие: поговорили с фотографом про поиски баланса между скрупулезностью и нестерильностью, игру с образами и «подготовленных» зрителей.
Твоя работа и творчество за последний год – какие проекты точно можешь назвать состоявшимися? А в каких «ожидание» и «реальность» не совсем совпали?
Год был очень плотный и трудный. В апреле я взял академ в Школе Современной Фотографии «ДокДокДок», так и не закончив последний год обучения, и отправился в четвертый тур с группой «Поспишь Потом» по России, Киргизии и Казахстану.
Почему я так и не вернулся на курс? Наверное, это одно из разочарований года, но я думаю, что мы просто не сошлись характерами с преподавателем. Обучение было полезным и информативным, но каждый раз я ощущал какую-то недосказанность и напряжение, перерастающее в тревожные состояния. О принятом решении я не жалею и отношусь к Школе с большим уважением. Просто нужно двигаться дальше.
Вернувшись из поездки, нырнул в подготовку сразу нескольких проектов: персональная выставка «Лимб» в ОССИ «МИ» и выставка в пространстве Skuratov Coffee на Молодогвардейской. Поучаствовал в акции галереи «Виктория» на «Архстоянии» с серией «Дневники фламинго», а сразу после – взял на себя роль куратора и организовал выставку в Клубе Аналоговой Фотографии в рамках Третьей Квартирной Триеннале. Также вместе с Сергеем Баландиным презентовал колоду карт массовой игрой в дурака. Все эти проекты считаю удачными. Конечно, всегда можно сделать лучше и круче, но не всегда это «к лицу» моим работам. Здесь я стараюсь найти баланс между скрупулезной проработкой и нарочитой нестерильностью.
Самарское фотоискусство и твоя роль в нем: в каких событиях тебе важно участвовать, каких форматов не хватает городу?
Что касается событий в поле фотографии, то я стараюсь не пропускать мероприятия, организуемые Кристиной Сырчиковой и Школой Проектной Фотографии. В прошлом году они приво-зили с мастер-классом по фотокнигам художницу Лену Холкину, а в позапрошлом году – бывшего фоторедактора Time Андрея Поликанова с лекцией и практикой для фотодокументалистов.
Также не могу не отметить выставку «После фотографии», проходившую в галерее «Виктория», с замечательным международным составом художников. Среди них такие известные имена, как Вольфганг Тильманс и Катя Новичкова. Одним из кураторов выставки выступила также Кристина Сырчикова. Параллельная лекционная программа была не менее интересной, например, можно было вживую послушать лекцию от художника и преподавателя школы Родченко – Владислава Ефимова.
Подобные мероприятия уникальны и очень ценны для тех, кто решил посвятить себя не только фотографии, но и современному искусству в целом. Таких событий сегодня крайне не хватает нашему городу.
Расскажи, какими ты воспринимаешь свои работы?
Изначально фотография для меня несла сугубо утилитарную функцию и помогала запомнить или вспомнить определенные события. Позже к этой опции добавился определенный уровень мастерства, а случай всегда заставал меня в необычных, зачастую странных ситуациях. Наблюдение за повседневностью превращается для меня в игру с образом, мыслью и их представлением. Но неизменной составляющей моих работ остаются юмор, ирония и тяга к свободе.
Я вижу свое искусство в неразрывной связи с прожитым и полученным мной визуальным, интеллектуальным и метафизическим опытом. Для меня важно изучать историю искусства и находиться с ней в диалоге. Зачастую мои работы содержат цитаты и отсылки, которые я зарифмовываю с помощью композиции, формы и контекстуальной составляющей. Для искушенного зрителя, который может слой за слоем разбирать компоненты этой конструкции, это всегда приключение. И именно «приключение» как десять лет назад, так и сейчас не утрачивает для меня своей витальной силы. Мне нравится быть в дороге, каждый раз это новый и непредсказуемый опыт.
Как меняется и меняется ли вообще самарская аудитория, ее предпочтения, понимание и запросы?
Мое творчество хорошо принимает профессиональное арт-сообщество: кураторы, коллеги-художники и фотографы. Но это все же сообщество, а не широкая аудитория. По моим субъективным наблюдениям, запрос на формально «красивое» искусство значительно сильнее запроса на искусство, которое заставляет подумать. Думать – значит заниматься умственным трудом, за который не платят: распознать собственную интенцию к познанию в принципе или понять предмет, который выглядит как мусор, но почему-то стоит очень дорого?
Современный ритм жизни для большинства не оставляет времени для самостоятельного умственного труда. Так мы и наблюдаем спрос на понятное и приятное глазу искусство. Тем не менее, благодаря местным музейным институциям и образовательным программам на их базе, с каждым годом мы получаем небольшой, но такой важный приток «подготовленных» зрителей, способных воспринимать и анализировать современное искусство.
Есть ли то, что тебя беспокоит?
Да, меня многое беспокоит, но сейчас открыто можно говорить лишь о приземленных вещах. Наверное, поэтому все так озабочены вопросом растительности на своем теле. Вот зачем людям нужны усы? Это ведь такая вещь будто бы избыточная и не обязательная. Для мужчин это что-то эстетичное, что подчеркивает их маскулинность. А для женщин нашей эпохи они являются чем-то нежелательным, хотя раньше усики выступали символом страсти. Мне бы хотелось, чтобы люди меньше из-за этого переживали.
Вопросы, которые ты регулярно задаешь сам себе: какие они, и почему тебя они волнуют?
Я слышу, как запускается двигатель внутреннего сгорания, механизм приходит в действие и начинает гипнотически гудеть. Куда отправится эта машина?
Возможно, не так важно куда, важно то, что ты там будешь делать.
Фото: Андрей Родионов
Комментарии (0)