• Развлечения
  • Искусство
Искусство

Поделиться:

Яна Арбузова: «У меня есть три “я”: рука, голова и сердце»

Рок-звезда совриска Яна Арбузова продолжает занимать верхушки хит-парадов. Из последнего и громкого – участие в выставке «Материя» в Музее Модерна и открытие персональной экспозиции «Сюрприз» в галерее «Заварка». Узнали у Яны, почему ей важно находиться в синергии с городом, действительно ли зритель всегда точно распознает фальшь и безразличие автора и какие вопросы художница регулярно задает сама себе.

Я стараюсь постоянно участвовать в выставках и других мероприятиях. Любой опыт – это уже хорошо, и неважно, был ли он положительным для меня или отрицательным. Выставиться в галерее, съездить на фестиваль или пленэр – всегда классно, потому что я не смотрю в стену и не умираю от прокрастинации. Даже в тех моментах, когда придуманное в моей голове и, как мне кажется, идеальное не соотносится с реальностью, нет ничего страшного.

В последнее время я обожаю быть наедине с собой, сидеть в своей мастерской, как в ракушке, и никуда оттуда не выходить. Но в то же время понимаю: если я люблю свой город, нужно идти ему навстречу, придумывать проекты и помогать с их реализацией. Зачастую на мероприятиях, в которых я участвую, мне не платят и не предоставляют расходных материалов. 

Продолжим задирать нос и ориентироваться только на деньги – и у нас на месте современного искусства будет пустырь.

Критиковать важно и нужно, это помогает росту. Но критика может здорово отбить желание у людей что-либо делать. Без этих маленьких «моторчиков» у Самары не будет достаточного культурного опыта, соответствующего опыту других культурных столиц России.

Было бы здорово, если бы у нас в городе проходила своя ярмарка современного искусства, как, например, «Контур» в Нижнем Новгороде. У Самары есть все шансы взрастить новое поколение художников, помочь уже известным мастерам. Согласитесь, что сложно работать и жить в том месте, где приходится выживать. Я прекрасно понимаю молодежь, которая уезжает в другие города России за «хлебом», ведь финансирование нужно всем.

Мой самый удачный опыт был на ярмарке современного искусства Blazar в прошлом году: как раз после нее о моем творчестве узнало много людей. Из последнего – персональная выставка «Сюрприз» в галерее «Заварка». Мы обсуждали концепцию с командой музея с осени 2023 года: работа с пространством оказалась не самой простой задачей. Без стеснения могу сказать, что вышло достойно: выставка получилась объемная и наполненная. После открытия
я получила классный фидбэк от гостей.

Я стараюсь быть честной со зрителем: он очень тонко чувствует фальшь, страх автора, его недоработку или халтуру.

Современная аудитория заинтересована в искусстве, она активно задает вопросы, пытается разобраться в непонятных ей вещах и дойти до истины. С одной стороны, такой зрительский подход мне нравится, но с другой – иногда даже пугает.

После того как проект стартовал, я перестаю следить за тем, что происходит с выставкой, кто на нее приходит и какая у зрителей реакция. У меня нет цели – привлечь повышенное внимание ко мне после любого проекта. Я больше сосредоточена на том, что создаю. Есть запросы к себе – и это самое главное. К тому же бывает такое, что проект классный, и ты уже рассчитываешь на успех, но что-то идет не так: катаклизмы, плохая погода, неподходящее время. В общем то, что уже зависит не от меня.

У меня есть три вопроса, которые я регулярно задаю себе. Первый из них: «Почему я занимаюсь живописью?» Считается, что живопись – устаревший вид искусства, в котором уже не должны работать художники. 

Им, по разным убеждениям, следует выходить за рамки холста и плоскости, искать новые решения. У меня есть три «я»: рука, голова и сердце. Мне не нравится врать себе, выдавливать что-то только ради того, чтобы быть в современности – такой, какой ее представляют другие. Я уважаю каждую веточку современного искусства. Но я сделала свой выбор – и это живопись.

Второй вопрос: «Художнику важно рисовать?» Художник нашел себя в перформансе? Здорово. Нравится рисовать, но только в качестве хобби? И это важно: так можно найти себя или просто отвести душу. Тем же, кому нравится проявляться через холст, могу посоветовать больше практиковаться. Неважно, будет ли это экспрессия, фигуративная живопись или абстракция.

Чем крепче связь головы с рукой, тем явственнее будут образы и смыслы.

И третий вопрос: «Почему важно ходить на пленэры?» В те моменты, когда ты уезжаешь за город, садишься в кусты крапивы или боярышника, с мухами или комарами, ты сливаешься с природой, слышишь, как она дышит или даже разговаривает. Ценно хотя бы иногда быть наедине с собой без музыки, изучать окружающий мир, чувствовать его всем телом. И не так важно, что в эти моменты будет у тебя на холсте.

На уединенных выездах можно услышать и себя, и все, что происходит вокруг. Многие проблемы сразу же становятся незаметными. Пленэр приближает тебя к природе, а в дальнейшем – еще и к человеку. Потому что итог — это смерть. Подвести его — значит умереть. Для меня жизнь про движение и процесс. А умирать пока неохота!

Фото: Анастасия Завалкевич

Следите за нашими новостями в Telegram
Теги:
ТОП50 2024 СМР
Материал из номера:
ТОП 50
Люди:
Яна Арбузова

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: