Рок-звезда совриска Яна Арбузова продолжает занимать верхушки хит-парадов. Из последнего и громкого – участие в выставке «Материя» в Музее Модерна и открытие персональной экспозиции «Сюрприз» в галерее «Заварка». Узнали у Яны, почему ей важно находиться в синергии с городом, действительно ли зритель всегда точно распознает фальшь и безразличие автора и какие вопросы художница регулярно задает сама себе.
Я стараюсь постоянно участвовать в выставках и других мероприятиях. Любой опыт – это уже хорошо, и неважно, был ли он положительным для меня или отрицательным. Выставиться в галерее, съездить на фестиваль или пленэр – всегда классно, потому что я не смотрю в стену и не умираю от прокрастинации. Даже в тех моментах, когда придуманное в моей голове и, как мне кажется, идеальное не соотносится с реальностью, нет ничего страшного.
В последнее время я обожаю быть наедине с собой, сидеть в своей мастерской, как в ракушке, и никуда оттуда не выходить. Но в то же время понимаю: если я люблю свой город, нужно идти ему навстречу, придумывать проекты и помогать с их реализацией. Зачастую на мероприятиях, в которых я участвую, мне не платят и не предоставляют расходных материалов.
Критиковать важно и нужно, это помогает росту. Но критика может здорово отбить желание у людей что-либо делать. Без этих маленьких «моторчиков» у Самары не будет достаточного культурного опыта, соответствующего опыту других культурных столиц России.
Было бы здорово, если бы у нас в городе проходила своя ярмарка современного искусства, как, например, «Контур» в Нижнем Новгороде. У Самары есть все шансы взрастить новое поколение художников, помочь уже известным мастерам. Согласитесь, что сложно работать и жить в том месте, где приходится выживать. Я прекрасно понимаю молодежь, которая уезжает в другие города России за «хлебом», ведь финансирование нужно всем.
Мой самый удачный опыт был на ярмарке современного искусства Blazar в прошлом году: как раз после нее о моем творчестве узнало много людей. Из последнего – персональная выставка «Сюрприз» в галерее «Заварка». Мы обсуждали концепцию с командой музея с осени 2023 года: работа с пространством оказалась не самой простой задачей. Без стеснения могу сказать, что вышло достойно: выставка получилась объемная и наполненная. После открытия
я получила классный фидбэк от гостей.
Современная аудитория заинтересована в искусстве, она активно задает вопросы, пытается разобраться в непонятных ей вещах и дойти до истины. С одной стороны, такой зрительский подход мне нравится, но с другой – иногда даже пугает.
После того как проект стартовал, я перестаю следить за тем, что происходит с выставкой, кто на нее приходит и какая у зрителей реакция. У меня нет цели – привлечь повышенное внимание ко мне после любого проекта. Я больше сосредоточена на том, что создаю. Есть запросы к себе – и это самое главное. К тому же бывает такое, что проект классный, и ты уже рассчитываешь на успех, но что-то идет не так: катаклизмы, плохая погода, неподходящее время. В общем то, что уже зависит не от меня.
У меня есть три вопроса, которые я регулярно задаю себе. Первый из них: «Почему я занимаюсь живописью?» Считается, что живопись – устаревший вид искусства, в котором уже не должны работать художники.
Им, по разным убеждениям, следует выходить за рамки холста и плоскости, искать новые решения. У меня есть три «я»: рука, голова и сердце. Мне не нравится врать себе, выдавливать что-то только ради того, чтобы быть в современности – такой, какой ее представляют другие. Я уважаю каждую веточку современного искусства. Но я сделала свой выбор – и это живопись.
Второй вопрос: «Художнику важно рисовать?» Художник нашел себя в перформансе? Здорово. Нравится рисовать, но только в качестве хобби? И это важно: так можно найти себя или просто отвести душу. Тем же, кому нравится проявляться через холст, могу посоветовать больше практиковаться. Неважно, будет ли это экспрессия, фигуративная живопись или абстракция.
И третий вопрос: «Почему важно ходить на пленэры?» В те моменты, когда ты уезжаешь за город, садишься в кусты крапивы или боярышника, с мухами или комарами, ты сливаешься с природой, слышишь, как она дышит или даже разговаривает. Ценно хотя бы иногда быть наедине с собой без музыки, изучать окружающий мир, чувствовать его всем телом. И не так важно, что в эти моменты будет у тебя на холсте.
На уединенных выездах можно услышать и себя, и все, что происходит вокруг. Многие проблемы сразу же становятся незаметными. Пленэр приближает тебя к природе, а в дальнейшем – еще и к человеку. Потому что итог — это смерть. Подвести его — значит умереть. Для меня жизнь про движение и процесс. А умирать пока неохота!
Фото: Анастасия Завалкевич
Комментарии (0)