То, что Самаре по-настоящему нужны смелость, энергия, страсть и как можно больше качественной музыки, лучше всех знают в Доме рока Zvezda. Узнали у креативного директора музея Михаила Михайлова все про поиски медиаторов в команду проекта, постоянное пополнение экспозиции, открытие нового пространства для молодых музыкантов и константы, которые невозможно отменить.
Еще задолго до открытия Дома рока мы начали думать, нужны ли нам аудиогиды, qr-коды, которые бы отправляли посетителей на отдельный сайт с экскурсией в цифровом виде. Мы почти разработали такую онлайн-площадку, но, собравшись всей командой, поняли – проекту нужен другой подход. Нам самим, как гостям музея, было бы гораздо интереснее не столько ходить по залам в наушниках, сколько разговаривать с опытными людьми. И именно с такими, которые бы не просто заучивали текст и отвечали на вопросы однообразными фразами, а могли бы поддерживать разговор о любви к музыке или к конкретной группе, экспонатах и интересных фактах о них.
За полтора года до запуска проекта мы поставили перед собой задачу: набрать в команду людей, которые были бы точно такими же фанатами, как и мы. Это оказалось тяжело, но вовсе не потому, что к нам приходило недостаточное количество людей: за время поиска мы провели собеседования более чем со 100 кандидатами. Оказалось сложно найти тех, кто отвечал бы нашим, в хорошем смысле, завышенным ожиданиям. Нам было важно, чтобы медиаторы владели грамотным русским языком, знали английский, искренне любили то, что они делают, и, в идеале, сами были музыкантами.
Однако все сложилось само собой: будущие медиаторы, которые хорошо разбирались в рок-музыке, так или иначе уже пробовали себя и в качестве исполнителей. Некоторые никогда ни на чем не играли, но посвятили практически всю сознательную жизнь изучению того или иного музыкального стиля, глубоко погружаясь в тематику. Или, наоборот, всю жизнь играли, например, на гитаре, а уже потом стали изучать историю и разбираться в ней.
Мы держимся за наших сотрудников. В случае, если кто-то подумает от нас уйти по тем или иным причинам, найти кого-то на замену будет практически невозможно.
Научить базовым вещам мы сможем: расскажем, как проводить экскурсии по нашей основной экспозиции, которая насчитывает 600 экспонатов. Это не так сложно, как кажется. Но такие люди, как сотрудники Дома рока, в Самаре – редкость.
Наши медиаторы – наши звезды, и мы даем им полную творческую свободу.
Коллекцию Дома рока долгое время собирал основатель музея Владимир Аветисян – не только коллекционер, но и лидер D'Black Blues Orchestra. Помню, что в первый год нашего знакомства я пришел на концерт группы. Тогда я ничего не слышал про D'Black Blues Orchestra, собирался на мероприятие без каких-либо ожиданий, но после того, как на большую сцену вышли аж 12 человек и сам Владимир Аветисян с гитарой, я сильно удивился. Я ходил на многие живые концерты в разных странах мира, но то, что я услышал тогда, и то, с каким профессионализмом все это было исполнено, не поддавалось описанию. Уже после концерта я узнал, что у музыканта есть своя рок-коллекция, которая пополняется более 30 лет.
К этому вопросу мы вернулись спустя пару лет. Решили, что коллекцию стоит «обрамить» и сделать из нее экспозицию – долгоиграющую, сменную и действительно интересную другим людям. Владимир дал нам доступ в специальное хранилище, где поддерживалась подходящая для артефактов температура. Все было упаковано именно так, как это и любят коллекционеры. Помню, что шел на встречу с такими же чувствами, как и на первый концерт D'Black Blues Orchestra – у меня не было никаких ожиданий. Но то, что находилось в этом хранилище, меня поразило: это и сценические костюмы, и гитары, и важные контракты музыкантов. Все эти вещи рассказывали значимые для культуры истории: например, о жизни Джимми Пейджа, Боба Дилана, Дженис Джоплин, Джимми Хендрикса, Элвиса Пресли и участников группы The Beatles.
Коллекция продолжает расти: все вещи приобретаются только на проверенных аукционах. У каждого экспоната есть документы, в которых описывается история возникновения и приобретения конкретного артефакта. Я не замечаю того, что в последнее время стало сложнее приобретать те или иные вещи. Коллекционеры – люди, обладающие особой смекалкой: если кому-то что-то понадобится, они это достанут. Даже если процесс займет много времени.
Несмотря на то, что происходит в нашем вечно бушующем мире, в культуре есть некие константы. И они останутся в любом случае. Невозможно отменить Леонардо да Винчи и Кита Ричардса, Рафаэля и Эрика Клэптона, Эдгара Дега и The Beatles. Существуют материи, которые будут присутствовать так или иначе. Мы не можем не придавать значения той музыке, которая вырастила миллиарды людей и повлияла на их жизни.
Зачастую мы слышим, что в регионах, в отличие от столицы, ничего не происходит. А если тут и открываются какие-то пространства и проводятся мероприятия, то это не про «первый сорт». Не знаю, хочет того Самара или нет, но Дом рока включает город в мировые процессы, касаемые культурной резервации. Сам факт того, что вещи знаменитых музыкантов, части их культурного наследия оказались здесь, в нашем городе, уже удивителен.
Но наш музей предлагает не просто посмотреть на «заморские диковины». Миссия Дома рока намного шире – продвигать музыкальное творчество. Этому и поможет наш клуб «Флэт 31»: мы хотим дать возможность начинающим музыкантам выступать на сцене с качественным оборудованием, открывать те таланты, которые пока что скрыты. Перед нами не стоит цели делать в клубе «Флэт 31» упор на кавер-команды. Скорее, мы связываем это место с образованием, обучением и открытием нового. Мы будем искать тех, кто нигде и никогда не выступал, и давать шанс экспериментальным музыкантам показать себя. Мы найдем все возможности, чтобы исполнителям было комфортно играть, а зрителям – интересно проводить с нами время.
Фото: Михаил Денисов
Комментарии (0)