После творчески-насыщенного прошлого года – на Третьей квартирной биеннале Дима Птицын представил свою уникальную колоду карт, созданную на основе серии «Предвзятая действительность», принял участие в Аукционе современного искусства от «Виктории» и блеснул на столичной ярмарке Blazar – мы попросили талантливого фотографа, художника и музыканта рассказать о своем творческом пути.
За первое знакомство с фотографией я благодарен родителям. Мы часто фотографировались на отцовский ФЭД-5В. Этот аппарат выглядел притягательно - металлический корпус, различные крутилки, шкалы и блестящие элементы. Трогать его мне было запрещено. Первая камера появилась у меня в 5 лет. Родители подарили мне “Смену-8М”, это была самая массовая камера, производимая в СССР. Камеру я сразу же сломал, не сделав ни одного снимка.
Мое детство выпало на 90-е. Мы жили вместе со стариками и большим псом по имени Дик в центре города, но позже разменяли нашу просторную квартиру и переехали в типичную хрущевку в Приволжский микрорайон. Там я пошел в школу. Так сложилось, что мне больше нравилось тусоваться с плохими ребятами. Любимым местом был гаражный массив за моим домом. Мы вечно скакали, как обезьяны, по их крышам, вызывая гнев хозяев, а где-то между додумались оборудовать логово с диваном с помойки и прочим мусором.
В начале двухтысячных я увлекся скейтбордингом. Это было больше, чем просто доска на четырех колесах, за ним стояла культура. Первые скейт-видео я смотрел на VHS-кассетах. Они были настолько мощными по воздействию, что пересматривались сотни раз. Стиль, монтаж, трюки и, конечно же, музыка. Некоторые треки из скейт-видео до сих пор у меня в фаворитах. Вскоре мы начали снимать собственные видео на минидиви-камеры, в тайне упертые с родительских антресолей. Катание, вписки, угар и атмосфера провинциальных спальных районов. В интернете до сих пор можно откопать ролики, которые я монтировал.
Вторичное знакомство с фотографией произошло как раз внутри скейт-культуры. Просматривая западные скейт-видео, я часто слышал серийный спуск затвора. Он звучал, как очередь из тихого оружия. Как только в России появились экстрим ориентированные журналы (например «Доски»), я смог пролистать трюковые раскадровки, до меня наконец-то дошло - это работали фотографы.
Моей любимой скейт-командой были Toy Machine. Я обожал графику их бренда, саундтреки их видео были для меня всегда кладом, а само катание просто уже не оставляло особо никаких вариантов, кроме как зафанатеть. Идейным вдохновителем и автором графики был художник Ed Templeton. Помимо графических работ, он знаменит как фотограф и автор большого количества книг. Культовый статус уже давно приобрела его серия Teenage Smokers. Как следует из названия, там действительно представлены фото тинейджеров, снятые в авторской технике на пленку и напечатанные в темной комнате. Всего этого тогда я еще просто не понимал, но сами картинки мне казались вызывающими и одновременно очень мне близкими. Сама фотография начала меня серьезно интересовать позже. В тот момент меня больше занимала графика, музыка и скейтбординг. Целыми днями я катался на скейте, а когда мне было скучно, я рисовал в тетрадке.
У отца была акустическая гитара, которую я периодически брал в руки, издавал жуткий шум и доводил себя до первобытных трансовых состояний. Примерно тогда желание играть музыку толкнуло на поступление в музыкальную школу. Мой преподаватель сходу мне не понравился, как оказалось, это было взаимно. Однажды я набрался смелости и попросил показать мне аккорды, мотивировав просьбу желанием играть панк-рок. На что мне мой учитель ответил: «Ты дурак. Будешь играть то, что я тебе скажу. Вот сыграй колыбельную». Смог протянуть там полгода, в конце концов мне заявили, что у меня нет ни слуха, ни чувства ритма. Я был настолько подавлен, что следующие несколько лет даже не пытался прикоснуться к инструменту.
Ситуация изменилась коренным образом, когда я однажды зашел к другу в гости. Ему на день рождение подарили электрогитару Fender Telecaster молочно-белого цвета. Сам инструмент выглядел и звучал потрясающе, но больше всего меня поразило то, что мой друг разбирал по табам трек «Я хочу быть твоим псом» группы “Студжис”. Переставляя три пальца то вверх, то вниз, магическим образом появлялась та самая музыка. Тут же я захотел попробовать сам, и у меня сразу получилось. Вернувшись домой, я принялся терзать отцовскую акустику, заигрываясь этим рифом до бесконечности. Было так круто, что я уже не мог остановится. Через год мы с ребятами собрали собственную группы, а еще через несколько лет издали в Германии виниловую пластинку и отправились на наши первые европейские гастроли. Наша группа называлась Mystic Brew. Нам очень нравился американский гаражный панк 60-х и ранняя волна психоделии, мы одевались и играли музон в этом духе. В то время у меня и появилась личная пленочная камера. Первые вещи, которые я осознанно снимал, были промофотографии для группы и туровые дневники. Постепенно я начал втягиваться в фотографию все больше и больше.
Как-то раз нас позвали выступить в нижегородском клубе Black Ho))). Концерт прошел фантастически, и всем местным очень запомнился. После концерта я ставил с телефона любимые треки и заразительно танцевал. Так заразительно, что потом меня стали часто приглашать в Нижний Новгород как диджея. Летом 2018 года я поехал на фестиваль «Метеор», который проходил на открытом воздухе где-то в лесах Нижегородской области. Это большой праздник непослушания, собравший вместе всех городских чудаков и неформалов.
Я много слышал о панк-группе «Поспишь Потом», но никогда не видел их выступления живьем. С первых кривых нот кучка орков перед сценой пришла в дикое исступление. Под грохот барабанов начались пляски, кто-то снял одежду полностью и начал мазаться грязью. Вдруг в это месиво ворвался зверь - большой сторожевой пес - и начал кусать людей без разбора. Судорожно я фиксировал все на компактную пленочную камеру. Что было дальше я уже не помнил, но утром я плескался голый с толпой таких же голых людей в ледяном ручье.
Добравшись обратно в Самару, я проявил пленки. Все, что происходило на фестивале, оказалось правдой. Я отправил снимки организаторам, и все были от них в восторге. Через пару дней мне написал Ваня (вокалист группы «Поспишь Потом»), назвал мои работы произведением искусства и предложил отправиться с ними в тур по России. Впервые мои фотографии были нужны кому-то кроме меня, а еще мне нравилась их музыка. Не долго раздумывая, я согласился. Портал открылся, через два месяца я уже трясся на кочках под песни Александра Пистолетова где-то в Ульяновской области на пути в Киров в уже пропахшем пенным салоне минивэна (хотя в пути мы были всего пару часов).
В то время у меня была реальная работа, я трудился в PR-отделе крупной промышленной компании. Но как только я начал кататься в панк-туры, интерес к работе в офисе быстро сошел на нет. Вскоре меня уволили. На деньги, полученные с увольнения, я решил сделать свою первую выставку. Так как у меня больше не было работы, я стал фрилансером. Снимал друзьям свадьбы, подрабатывал внештатным репортером в газете, снимал утренники и детские праздники, брался за любую работу, связанную с фотографией. Часто я бродил по улицам с фотоаппаратом без конкретной цели, пытаясь скрыться от собственных проблем. Героями моих фотографий стали бездомные люди и бродячие собаки.
Осенью я отправился во второй тур с группой «Поспишь Потом». На этот раз маршрут был внушительным - от Москвы до Барселоны и обратно через Скандинавию в Санкт Петербург. Начиная с первого дня все пошло не так. Первое московское шоу группы я наивно прошляпил, добравшись до клуба, когда уже все закончилось. Мы стартанули в ночь и туманным утром въехали в Республику Беларусь. На дорогу внезапно выскочил пес. Мы чуть не разбились в попытке его объехать, нам помешала фура, а собака оказалась под колесами. Это был, определенно, дурной знак.
Дым начал заполнять машину изнутри, кто-то почуял неладное и закричал: «Горим! Тормози!» Мы думали, что машина взлетит на воздух. Все выскочили из салона и побежали. Задымление было настолько плотное, что от трассы остались лишь еле различимые силуэты. К счастью, машина не взорвалась, но мы лишись двигателя и застряли посреди ничего. И это лишь начало поездки, впереди еще целый месяц тура.
История этого путешествия закончилась максимально прозаично. На тридцать первый день поездки мы разбились.
По пути из Таллина в Санкт Петербург все пассажиры, включая водителя, заснули. Машина, не вписавшись в поворот, слетела с трассы и, перевернувшись несколько раз, угодила в деревья, которые смягчили силу удара. Все выжили. Я отделался парой царапин, но некоторым повезло меньше. Тот день мы теперь считаем своим вторым днем рождения. Каждый тур - это испытание, преодолевая которое ты становишься немного другим. Что-то в процессе меняется, сложно сказать что именно. Но после этого события моя жизнь разделилась на до и после.
С момента аварии прошло четыре года, за это время Ваня написал мощный текст от первого лица, описывающий хроники пикирующего бомбардировщика, которым стал наш автобус. А мои фотографии стали активным визуальным дополнением этой истории. На данный момент мы находимся на финальной стадии подготовки макета книги и надеемся издать ее в этом году.
Весной началась пандемия. Больше всего меня угнетал запрет на свободное передвижение по улицам. Мне предложили поработать в киоске на платформе пригородных электропоездов. Выбирая между прокрастинацией дома и работой с постоянной легальной возможностью находиться на улице, решение было очевидным. Вокзал, его окрестности и обитатели всегда казались мне привлекательными и одновременно пугающими. У меня не было великой цели, я был одержим фотографией и желанием сломать правила игры, оказаться внутри, а не снаружи.
С начала мая до середины августа каждые выходные я торговал газетами, журналами, газировкой, семечками и прочей мелочью. В рабочие часы я снимал бесконечный поток покупателей, а в перерывах движения электричек изучал окрестности и знакомился с местными обитателями. Через год киоск закрылся из-за высокой стоимости аренды и низкой доходности. Падение спроса на печатную продукцию сопровождается все более широким распространением технологий и цифровых медиа. Основными клиентами были люди старшего поколения, которым по тем или иным причинам трудно запрыгнуть в этот цифровой поезд. Периодически я возвращался на вокзал в качестве пассажира, снимал как прибывают и уходят электрички. Эти снимки в итоге задали необходимый ритм всей серии и стали ее финалом.
Серия была издана в виде фотозина столичным издательством Grade Moscow. Этот формат я посчитал наилучшей формой репрезентации, так как зин напоминает кулинарные брошюры и сборники сканвордов, которыми я торговал.
Моя активная выставочная история началась со знакомства с Сергеем Баландиным. Тогда я снимал репортажи и документации выставок для галереи “Виктория”. После съемки одного из мероприятий я подарил Сергею набор стикеров с фотографиями из серии «Любопытство». Серия состояла из снимков абсолютно голых людей, нагота была скрыта черным прямоугольником, который зритель мог по собственному желанию отклеить. На него это произвело сильное впечатление, и через какое-то время он пригласил меня принять участие в большой выставке и с тех пор продвигает мое искусство в массы.
Примерно тогда я поступил в школу современной фотографии “Докдокдок”, и могу с уверенностью сказать, что образование в области проектной фотографии дает серьезный разгон в развитии вас как художника и профессионала. Многие вещи я просто не знал, хотя активно интересовался темой фотографии и старался смотреть и читать как можно больше. Следующие два с половиной года я посвятил учебе и тщательной проработке своих персональных тем и проектов.
Закончив учебу, я отправился в четвертый тур с группой «Поспишь Потом» в Казахстан и Кыргызстан. Вернувшись, открыл персональную выставку «Лимб» в ОССИ МИ. Начал снимать новый проект «Дневники Фламинго» и поучаствовал с ним в акции галереи “Виктория” «Я иду искать» на фестивале “Архстояние”. Представил несколько работ из серии «Предвзятая действительность» в пространстве Skuratov (ex-Formogramma), а также собрал макет фотокниги. Дебютировал как куратор и организовал выставку «Процесс» в Клубе Аналоговой Фотографии, где, помимо фото участников клуба, показал свою первую видеоработу.
Работа над многими моими проектами идет по несколько лет. Например, серия «Предвзятая действительность» была создана на основе моего цифрового мобильного архива, который формировался на протяжении пяти лет. Ежедневно я снимал все, что казалось странным, вызывающим, отвратительным, смешным и абсурдным. Из пятидесяти тысяч снимков я выбрал 200 фотографий, которые стали основой книги, а 36 фотографий я сгруппировал в виде иерархии и представил как набор карт для игры в дурака.
Фотография для меня сейчас важна, но я не зациклен на этом медиуме и в будущем планирую создавать объекты, снимать видео и работать с инсталляцией. Расширяя инструментарий, тем не менее, я не отказываюсь от своей творческой линии, сложившейся благодаря многим факторам и моментам собственной биографии.
Фото: Дима Птицын
Комментарии (0)