Что делать, если своей самой важной миссией считаешь мотивировать молодых и творческих ребят, о чем нужно все время напоминать начинающим артистам, и себе – основательница и директор Центра современного искусства «Нулевая комната»
Полина Дрожжина рассказала о своих проектах, целях и ценностях.
Фотоклуб «Контраст»
Точкой отсчета моего творческого пути можно считать 2008 год. Я была фотохудожницей и вела свою группу в Вконтакте на две тысячи человек. Мне нравилось снимать и экспериментировать с формой, с цифрой, с какими-то искажениями фотографий через глитч. Также была тяга к организаторским процессам, поэтому на втором курсе университета я организовала фотоклуб «Контраст». Мы делали фотоотчеты для различных вузов и были известны в городе нестандартными репортажами: снимали «Волгафест», «Иволга», «Поэтический четверг» и все остальное. Для себя мы были чем-то наподобие «общества мертвых поэтов»: приглашали читать лекции различных спикеров из фотографической среды и других направлений искусства, устраивали фоторазборы всего, что наснимали, выполняли домашние задания, делали выставки и фотовылазки, участвовали в российских и международных фотоконкурсах.
Когда я выпустилась из университета, забрала свое детище с собой, и мы съехались с Клубом аналоговой фотографии, который в тот момент уже существовал на четвертом этаже «Арт лофта» – нынешнего «Дома77». Мы прожили в таком формате год.
Strelkahall
Когда меня позвали в Strelkahall, мне было примерно двадцать два года. Это место создавалось не самарскими людьми, и мне казалось: так странно, что есть классное место с классным ресурсом в центре города, но при этом у проекта нет абсолютно никакой опоры. Ему не хватало работы с местным контекстом и локальной идентичностью. Я занималась очень разным функционалом: от социальных сетей до формирования программы. Для меня было самым важным – мотивировать молодых людей. По опыту работы с фотоклубом, я знала, что в городе есть очень много талантливых ребят – художников, музыкантов, дизайнеров и других творческих специалистов, которым не хватает основы для самореализации. В основном, они все делают в стол – у них нет менеджеров, которые могли бы помочь им продвинуться.
Strelkahall стала, возможно, первым местом в Самаре, где молодые – совсем юные от 17 до 23 лет – художники могли выставить свое искусство. Мы делали ряд разных выставок, пробовали организовывать различные лаборатории, была тема с резидентской программой – это было моей идеей предоставить резидентам полное сопровождение в пиаре, в консультациях по доработке проекта и в информационной поддержке. Кроме этого мы устраивали различные паблик-токи. Один из первых был посвящен волжской электронике: мы пригласили Сережу Пашкова, который был известен, как pfpf, Протона и ряд людей, которые занимались ночной жизнью Самары, чтобы поговорить о том, что такое вечеринки, и как эти вечеринки делаются. В общем, я считаю, это было только началом, и огромная предпосылка к тому, чтобы появилась «Нулевая комната».
Когда ты делаешь что-то с нуля, главное – это делать.
«Дом77»
Меня захантили ребята из «Дома77»: «Полин, давай то, что ты делаешь на другой площадке, ты будешь делать вместе с нами!» Мне это было ближе в разы, потому что я понимала, что «Дом77» сильно развязывает мне руки, и я могу полнее реализовать свою миссию и донести свои ценности. Но случился ковид: ни о каких мероприятиях или проектах не могло идти и речи. Я уехала из Самары на три месяца, но сотрудничество с «Домом77» не приостановилось: когда в октябре 2020 года я вернулась в город, директор арт-кластера Артем Воробьев скинул мне фотографию двух залов, которые были заставлены избирательными урнами, и спросил, не хочу ли я что-нибудь с этим сделать. Это было помещение избиркома, которое находилось на первом этаже по соседству с «Вечно Молодым»: много лет оно было закрыто и туда никто не мог попасть, но потом помещение передали арт-кластеру.
В мои обязанности в «Доме77» входило создание имиджевых крупных событий. В силу длительной подготовки их было не так уж много, но, я считаю, для арт-кластера это был колоссальный успех: о нем узнали даже те люди, которые, казалось бы, туда никогда бы не пошли. Это и «Ночь музеев», и дни рождения «Дома77», и коллаборации с брендами. Еще я должна была думать о развитии проекта, поэтому мы начали работать над тем, чтобы расширить летник, создать навигацию, чтобы в здании можно было удобно ориентироваться. Я начала глубже копать и углубилась в историю этого здания, построенного Антоном Шихобаловым.
Постепенно мы начали наращивать интерес аудитории, но я понимала, что людям не хватает возможности прийти сюда в дневное время. Кроме его резидентов и коридоров - где-то вычурных, где-то креативных, где-то монструозных - гостям особенно нечего было посмотреть. Плюс «Дом77» много лет был непонятен и недоступен для семейной или даже просто взрослой аудитории, потому что он напоминал такой дом-монстр, в который лучше вообще не заходить.
Люби Самару, Москва подождет
На тот момент я еще занималась ивент-лейблом «Местные», где вся идеология помещалась в одну фразу: «Люби Самару, Москва подождет». Это про то, что не обязательно переезжать в другие города, чтобы найти возможности для самореализации. Если ты в родном городе не можешь себя реализовать, кому ты нужен в Москве, Питере, или в каком-то другом городе? Сложный тернистый путь, но, если тебе чего-то не хватает, попробуй сделать это сам. Собственно, мы как раз хотели, чтобы «Нулевая комната» могла аккумулировать профессиональные связи, которые мы с командой заработали за много лет, чтобы поделиться этими связями и возможностями с другими ребятами, которым еще не хватает организаторского опыта. Ведь выставку можно сделать по-разному: или тупо повесить картины, или упаковать это в какой-то концепт–проект, показав искусство. В общем, очень хотелось, чтобы в «Доме77» появилось культурно-общественное пространство, поэтому я написала очень сложный и трудоемкий грант. До этого у меня уже был опыт грантрайтинга, и три из пяти заявок оказались успешными, но тут случился Президентский фонд культурных инициатив. В мире грантрайтинга это считается – победить босса. С первой попытки нам удалось выиграть десять миллионов. Это закрывало все наши «хотелки»: арендовать помещение, сделать ремонт, сформировать зарплатный фонд и получить возможность поддерживать не только самарские проекты, но и из других городов.В течение прошлого года мы организовали выступление более сорока спикеров, преимущественно региональных, которые сделали какие-то низовые инициативы в своих городах: они рассказывали, с чего начинали, какие у них были трудности и подводные камни. Это про профессиональную преемственность, которая входит в ценности центра культуры «Нулевая комната».
Очень важно понимать, что ты один никогда ничего не вывезешь. Должна быть команда
«Нулевая комната» сейчас
В прошлом году мы выиграли грант, взяли на себя обязательства по проведению огромного количества мероприятий и сильно выгорели. В этом году у нас есть классная резидентская программа, по которой можно было получить от тридцати до пятидесяти тысяч рублей на развитие своей идеи: «Нулевая комната» поддержала пятнадцать проектов. У нас появилась «Лавка» и «Вешалка» – просто пара рейлов и стеллажей, где мы размещаем мерч и продукцию самарских производителей, иллюстраторов и художников. Даем возможность малоизвестным пока ребятам не снимать полноценный шоурум, а выставиться у нас: мы берем не суперогромный процент по сравнению с другими сувенирными микромагазинчиками.
В апреле «Нулевая» запустила постерный опен-колл – собрали несколько самарских иллюстраторов, которым полностью оплатили изготовление постеров и открыток про Самару. Мы взяли на себя изготовление, но с продажи постера или открытки платим половину суммы автору. До конца года будет еще несколько привозных выставок, которые делают не самарские авторы. В течение года мы поддерживали разных самарских художников и кураторов и приняли у себя часть программы галереи «Виктория» после того, как она закрылась на реконструкцию. Еще один важный момент – «Нулевая комната» поддержала 15 проектов из разных городов
У нас есть цифровой журнал «Ноль» – это проект про низовые инициативы в других городах, где рассказывается про фестивали, образовательные программы и издательства. Здесь мы говорим: вот, смотрите, ребята просто не имели вначале денег, но их инициатива привлекла людей, и теперь они известны в своем родном городе и на всю страну. Мне кажется, это важным – мотивирующе говорить. Когда ты делаешь что-то с нуля, главное – это делать. Любой человек, который выбирает не сидеть в офисе, а заниматься тем, чем ему действительно нравится, должен помнить, что это сложный тернистый путь. Но, если будешь по нему идти, все равно придешь к той точке, о которой мечтаешь.
Очень важно понимать, что ты один никогда ничего не вывезешь. Должна быть команда. Это как в хорошем фильме, когда есть главный герой и есть группа поддержки, есть помощники, а есть антагонисты, которые вставляют ему палки в колеса. Добро побеждает зло, и тот, кто хочет, у того обязательно все получится. «Дом77» прошел огромнейший путь в шесть лет, чтобы стать таким живым арт-объектом в городском пространстве, о котором говорят уже в других города, о котором знают.
Комментарии (0)