Руководствуясь тезисом о том, что спасение утопающих есть дело рук самих утопающих, управляющая универсамом «У Палыча» Ольга Левыкина вместе с подругами организовали арт-клуб «Худрук» и активно занялись воспитанием насмотренности и любви к искусству у самарской публики.
Давай начнем с самого простого вопроса: что такое «Худрук»?
Мы называем себя арт-клуб – эта идентификация пришла, когда мы получили почетный статус инфопартнера ежегодного осеннего аукциона современного искусства, который проводит галерея «Виктория». Куратор галереи Сергей Баландин, задал такой же вопрос, как и ты только что, и предупредил, что у нас есть всего два слова. Так мы стали арт-клубом: мне кажется, это очень простое, но очень емкое определение.
А ты можешь расшифровать это таинственное «мы»?
А тут нет никаких секретов! Кроме меня в «мы» входит Маргарита Галявеева и Анна Радаева. Все началось с того мы посещали лекции Сергея Баландина, слушали, как он рассказывает об истории искусства. У нас начала зарождаться идея масштабировать этот формат для нашего круга знакомых, в качестве культурного вечернего досуга, чтобы просто и увлекательно рассказывать об искусстве в приятной атмосфере. Честно говоря, впервые идея создать арт-клуб посетила нас примерно год назад, когда Аня вернулась из Москвы и поразилась самарской «пустоте». Вот мы и решили заполнить эту пустоту: можно сказать, что «Худрук» официально заявил о себе 17 августа на первом организованном мероприятии- кинопоказе «Лакричной пиццы» режиссера Пола Томаса Андерсона. Фильм мы выбрали не случайно: он довольно легкий, но с извилистой сюжетной линией, и прекрасно вписался в летнюю атмосферу. Солдаут показал, что с выбором ленты мы не ошиблись, и убедил нас, что идея арт-клуба довольно востребована и нужно продолжать ее развитие. Сразу после мы провели долгожданную первую встречу книжного клуба, рассуждая о женской прозе. Наш формат – это отличная возможность познакомиться с интересными людьми и поделиться с ними своим мнением и мыслями, не боясь остаться непонятым. Мы уважаем каждое мнение, любого – от Роулинг до Водолазкина – автора и не боимся, когда мнения разделяются. Заповедь нашего клуба проста: мы максимально толерантны к читателю. А за соблюдением этой заповеди и культурой дискуссии следит медиатор – Иван Котов из Литмуза. В итоге у нас получается такое классное сочетание нетворкинга и эдьютейнмента.
Скажи, пожалуйста, а у тебя есть какое-то культурное образование или бэкграунд?
Нету никакого профессионального культурного образования: мной движет тяга к познанию и саморазвитию. Раньше мы путешествовали по Европе, гуляли по известным галереям – всегда было интересно знакомиться с искусством. А теперь появилось желание еще и других людей вовлекать в это знакомство. Мы хотим стать мостом между зрителями и искусством, между потенциальными покупателями и творцами. Хотим людей вовлечь в арт-сферу и показать, что искусство – это не что-то архаичное, старое, статичное и скучное. Это очень увлекательно! Мы стараемся объяснить своим последователям, что любая – будь то негативная или позитивная – эмоция от искусства – это хорошо и тебе не должны нравиться все работы, которые ты видишь. Что-то тебе понравится, а что-то нет. Ведь самое интересное обсудить опыт, полученный от взаимодействия с любым произведением искусства. Вообще, современное искусство можно сравнить с бабушкиным ковром, на который каждый из нас смотрел в детстве: рассматриваешь его и всякий раз что-то для себя открываешь.
Интересная аналогия! Недавно мы задавали самарским галеристам вопрос: где можно купить немного самарского искусства, кроме арки на Ленинградке? Интересно узнать твою версию ответа.
Самый простой и увлекательный способ начать собственный путь к коллекционированию – посетить аукцион. Потому что аукцион – это выжимка лучших работ локальных представителей искусства. Тут тебе и азарт, и знакомство с художниками, и возможность стать арт-инвестором: многие работы, которые были представлены на прошлогоднем аукционе современного искусства уже выросли в цене в два или три раза.
В последнее время в городе на Волге так много аукционов совриска, что возникает вопрос, готовы ли мы к такому их количеству?
Спрос рождает предложение, так? Как бы там ни было, активная часть населения начинает интересоваться аукционами, потому что им хочется дополнить интерьер своего дома чем-то необычным и персонализированным. Плюс, намечается интересный тренд, который уже заметен в столице. Спойлер: многие продукты будут представлены через призму искусства. Поэтому оно становится отличным инвестиционным инструментом. Участие в аукционах – это еще и возможность изучить, кто есть, кто из художников, и на какие работы лучше обратить внимание. Именно с этим мы и хотим помочь. Один из пунктов нашего плана – создание каталога самарских художников, которые не очень доступны в сетях. И даже, если тебе удалось заполучить телефон творца, это еще ничего не значит – они порой с трудом идут на контакт и решаются на продажу своих работ. Да, кто ищет, тот найдет. Но сегодня же тренд на рациональное использования своего времени, а у нас получится такой полезный арт-фаст-фуд, который поможет упростить процесс коммуникации с представителями арт-сообщества. И от этого лучше будет не только потенциальным покупателям, но и самим художникам.
А у вас нет опасения, что, запуская такой маркетинг в арт-среду, вы немного нарушите баланс?
Маркетинг и так уже плотно живет в искусстве, поэтому выбор у нас какой? Или мы подхватим тренд, или тренд подхватит нас. Что плохого в том, что кто-то смотрит на искусство как на инвестицию? Мне кажется, ничего. Я вижу, как людям интересно покупать картины. Вижу, как им нравится дарить искусство друзьям и близким. Вижу, как им нравится становиться причастным к миру искусства. Тем более, что нам повезло: в городе есть много больших мастеров с именем, статусом и репутацией. Мы сами еще учимся: в этом году организовали поездку на грандиозную столичную ярмарку современного искусства Cosmoscow, чтобы посмотреть, на работу крупного мероприятия и познакомиться с актуальными тенденциями рынка.
В каком направлении движется «Худрук»? У вас есть какой-то ориентир или цель?
Мы еще очень мягкая структура и у нас много целей. Нам хочется создать собственное комьюнити, воспитать публику и обзавестись «человеческим» капиталом, потому что новые связи и знакомства – это очень ценный актив. Мы готовили этот проект для себя, для тех, кто увлечен искусством или хотел бы начать в нем разбираться в кругу близких по духу людей. Помочь им развиваться в нетривиальной форме. Без назидания. Мы хотим работать, как арт-консьерж и у нас даже есть уже первая заявка на подбор картины в интерьер. Это довольно перспективное направление, потому что наша сеть контактов позволяет работать не только с самарскими художниками. Наш проект приносит нам колоссальное удовольствие. Но, если получится сделать «Худрук» еще и коммерчески успешным, я буду нам аплодировать стоя.
Какими из достижений «Худрука» ты можешь гордиться?
Нам всего три месяца – у нас пока нету громких достижений. Хотя, мы уже успели примерить статус инфопартнера солидного аукциона и организовать несколько арт-путешествий. Но пока главными достижениями можно считать отзывы людей, которые к нам присоединились. И для нас они очень ценные: кто-то давно хотел найти гид по культурным событиям города, кто-то открыл для себя мир искусства с новой стороны. Это бодрит – ощущать себя полезными. Поэтому мы всегда открыты к идеям и предложениям. В ближайшее время у нас должна получиться коллаборация с Музеем модерна к выставке «Голубая роза». Надеюсь, скоро наш потенциал дорастет до сотрудничества с известными российскими галереями в формате ярмарки в Самаре, чтобы привлечь дополнительный туристический поток в наш город. Но загадывать ничего не хочется – люблю жить сегодняшним днем и работать с тем, что есть.
Комментарии (0)