• Развлечения
  • Искусство
  • Ярмарка искусства 1703
Искусство

Поделиться:

Ярмарки искусства и арт-маркеты: где в 2023 году мы пополняли коллекции

Коллекционеры, искусствоведы и галеристы, представители бизнеса и арта собрались 11 декабря в особняке Половцова на дискуссии «Ярмарки современного искусства. Итоги сезона 2023» , чтобы обсудить главные прошедшие события и составить планы на будущее.

Полина Рашкина (Бондарева), Алиса Преснецова, Ольга Звагольская. Полина Бондарева, Алиса Преснецова, Анна Заведий, Сабина Чагина, Ольга Звагольская, Майя Ковальски

Полина Бондарева, Алиса Преснецова, Анна Заведий, Сабина Чагина, Ольга Звагольская, Майя Ковальски

Полина Рашкина (Бондарева), Анна Заведий, Сабина Чагина. Ольга Звагольская, Сабина Чагина, Алиса Преснецова, Анна Заведий, Майя Ковальски, Полина Бондарева

Ольга Звагольская, Сабина Чагина, Алиса Преснецова, Анна Заведий, Майя Ковальски, Полина Бондарева

Алиса Преснецова, Инесса Гаевская. Инесса Гаевская, Алиса Преснецова

Инесса Гаевская, Алиса Преснецова

Мероприятие было организовано совместно Санкт-Петербургской ярмаркой искусства 1703 и «Собака.ru». Цель — дальнейшая популяризация современного искусства, расширение возможностей художников по продаже своих работ, поиск новых талантливых авторов галеристами и коллекционерами.

Инесса Гаевская

Издатель «Собака.ru»

Мы очень любим искусство и хотим, чтобы другие люди его любили так же, как мы, осознанно коллекционировали и поддерживали как молодых, так и состоявшихся художников. И нам очень хочется, чтобы эти процессы были максимально прозрачными для всех. Информация  — это энергия, Собака.ru стремится расширить круг людей, активно интересующихся художниками и галереями, их творчеством и идеями.

Модератором дискуссии выступила искусствовед, коллекционер, основатель и генеральный директор школы Masters Полина Бондарева, обсуждение она начала с обзора новых инициатив в ряду ярмарок искусства и биеннале. Эксперты отметили, что за последнее время круг подобных мероприятий заметно расширился, что, безусловно, не может не радовать.

В частности, набирает обороты Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703, которая в этом году проводилась уже во второй раз и собрала в полтора раза больше участников по сравнению с дебютным сезоном. 36 галерей из Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Калуги и Стамбула представили на ней более 1,5 тысяч произведений современного искусства, которые смогли увидеть свыше 15 тысяч посетителей, участники заключили сделки на 26 млн рублей, кроме того, еще 30% сделок, по оценке ярмарки, состоялись после окончания работы ярмарки.  

Алиса Преснецова

Директор Санкт-Петербургской ярмарки искусства 1703

Ярмарка 1703 была задумана и инициирована ПАО «Газпром». Для такой большой корпорации это оказался смелый и интересный шаг в современное искусство. Отличием ярмарки 1703 от остальных стало то, что стенды предоставлялись на безвозмездной основе, то есть участие было бесплатным. Со стороны корпорации это жест поддержки галерей и художников.

Полина Бондарева

искусствовед, коллекционер, основатель и генеральный директор школы Masters 

Мы все видим, что за последнее время появляются новые инициативы на арт-рынке: ярмарки, биеннале. Они разные по смыслу, и это очень и радостно, и ответственно для нас.

Ярмарка 1703 проводится раз в год, но интерес к теме коллекционирования поддерживается в течение года в рамках ее лектория. Эксперты арт-рынка рассказывают слушателям об истории мировых и российских ярмарок искусства, основах и принципах собирательства, критериях отбора произведений в коллекции и т. д. Тема коллекционирования представлена с разных сторон, что дает возможность аудитории объективно оценить это явление и понять, как можно к нему приобщиться. Участие во всех встречах бесплатное, по предварительной регистрации.

В свою очередь куратор ярмарки современного искусства PAF, Masters Digital Gallery, резиденции арт-отеля Wynwood Анна Заведий рассказала о новой ярмарке PAF, которая прошла в мае в «Севкабель Порту» и была ориентирована на молодых художников. Инициатива мероприятия исходила от команды «Севкабеля», которая давно уже работает с современным искусством и в конце концов решила реализовать формат ярмарки.

Анна Заведий

Куратор ярмарки современного искусства PAF, Masters Digital Gallery, резиденции арт-отеля Wynwood

Одна из наших главных идей заключалась в том, чтобы ярмарка была инклюзивной, то есть чтобы молодые авторы участвовали в ней наравне с уже состоявшимися художниками. Было представлено 20 галерей. Если сравнивать с большими ярмарками, это вроде бы и немного, но основной упор был сделан на художников, а их было 70 человек, поэтому в целом ярмарка получилась очень насыщенной, с живым вайбом.

Куратор, арт-директор, сооснователь биеннале уличного искусства «Артмоссфера», инициатор и создатель WIN-WIN маркета, инициатор направления Urban + Art ЦСИ «Винзавод» Сабина Чагина рассказала об истории московского «Винзавода», вокруг которого постепенно сформировался целый арт-квартал, и его последних инициативах. В их числе — маркет WIN-WIN, и организаторы сознательно выбрали именно такой формат.

Сабина Чагина

Куратор, арт-директор, сооснователь биеннале уличного искусства «Артмоссфера», инициатор и создатель WIN-WIN маркета, инициатор направления Urban + Art ЦСИ «Винзавод»

WIN-WIN — мероприятие, на котором художники сами продают свое искусство. Это проект с довольно простой застройкой, с минимальным количеством мебели, с несанкционированной экспозицией. Есть большие ярмарки, где участие зачастую стоит недешево, а мне захотелось сделать совсем демократичный формат, а также представить разные совершенно медиумы, то есть не только бумагу, не только графику, но и небольшие холсты, скульптуру, керамику и даже видеоарт. На первый маркет мы получили около 200 заявок, а посещаемость маркета за первые два дня была около 10 000 человек. Это значит, что спрос есть, людям это нужно.

По итогам первой ярмарки руководство «Винзавода» приняло решение устраивать WIN-WIN маркет три раза в год, и теперь каждый может прийти туда и купить что-то себе в коллекцию, пусть даже простую тиражную открытку.

Сабина Чагина также напомнила об истории биеннале уличного искусства «Артмоссфера» — более раннем проекте «Винзавода», который появился в 2014 году. Это единственное в мире биеннале, представляющее срез уличного искусства и отстаивающее его статус как необъемлемой части современного искусства в целом. По мнению куратора, паблик арт — это, хотя и «немного стероидное искусство ХХL масштаба», но, тем не менее, тоже арт-рынок, причем довольно интенсивно развивающееся направление.

Директор ярмарки Third Place Art Fair и руководитель инсорсинговых направлений ГК ITGLOBAL.COM Ольга Звагольская обратилась к истории ярмарки, которая впервые прошла всего через месяц после того, как открылось культурное пространство «Третье место».

Команда изначально планировала, что основные резиденты особняка на Литейном будут связаны с искусством. Пока в здании шла реставрации, был открыт двор, где в числе прочего для публики проводились лекции и арт-перформансы. Однако концентрация людей на них оказалась настолько велика, что пришлось открывать двери дворца прямо во время ремонта. И ярмарка «Третье место» стало первым проведенным в нем мероприятием — и очень успешным: за время работы ярмарки были куплены произведения искусства на общую сумму около полутора миллионов рублей (и это только та сумма продаж, которая прошла через терминал ярмарки). 

Ольга Звагольская

Основатель культурного пространства «Третье место», директор ярмарки Third Place Art Fair и руководитель инсорсинговых направлений ГК ITGLOBAL.COM

Ярмарка — это то событие, которое ставит площадку на культурную карту города. Это не локальное, не отраслевое, не маленькое событие — это событие индустрии. Поэтому мы и решили провести ярмарку. Она была успешной: за четыре дня ее посетило более 7000 человек. Наша первая ярмарка была абсолютно бесплатной для гостей, художников и галерей. Принцип «Третьего места» — это принцип открытости, это проведение живых, атмосферных мероприятий, которые происходят «в моменте». 

Впоследствии проект дополнила digital-ярмарка, которая теперь постоянно проходит на платформе «Третьего места». Аудитория самая широкая — как профессиональные собиратели, так и обычные люди. «Для нас важно, чтобы на нашей ярмарке было представлено доступное искусство. Мы очень хотим, чтобы каждый человек почувствовал себя тем самым коллекционером, которого он видел в зарубежных фильмах», — объясняет Ольга Звагольская.

Одним из значимых арт-событий уходящего года, по мнению участников дискуссии, стала ярмарка графики «Контур», которая прошла в середине мая в Нижнем Новгороде. О специфике этой инициативы рассказала сооснователь ярмарки и сооснователь Центра современного искусства «Терминал А» Майя Ковальски.

Майя Ковальски

Сооснователь ярмарки графики «Контур» и сооснователь Центра современного искусства «Терминал А»

Многие слышали про Нижний Новгород в контексте активной и разнообразной культурной жизни. Когда такая творческая активность находится на пике, очень логично начать заниматься продажей искусства. В Нижнем Новгороде еще не было своей ярмарки, настало время ее организовать. Была выбрана ниша графики — одного из самых востребованных жанров среди коллекционеров, с которыми мы взаимодействовали при подготовке проекта. Май для события также выбрали неспроста: это, пожалуй, самый красивый месяц в Нижнем Новгороде.

Акцент сделали на коллекционерах и галеристах из других городов: в ярмарке участвовало только три нижегородских представителя, все остальные приехали из других регионов. Первый выпуск ярмарки всегда означает большие риски, но, несмотря ни на что, «Контур» прогремел и получил очень высокие оценки со стороны экспертов.

Ярмарка несла образовательную и развлекательную функцию для горожан и важный посыл для нижегородских коллекционеров: организаторам было важно, чтобы те поняли, что на искусство можно и нужно тратить больше денег. Важный итог: местные коллекционеры выкупили восемь работ с разных стендов и передали их Нижегородскому государственному художественному музею.

Примечательно, что все участники дискуссии повторяли лейтмотивом один и тот же постулат: искусство должно быть доступным, а также открывать возможности для новых поколений художников. Последнее, как выяснилось, актуально не только для самих творцов или их аудитории, но и для маститых галеристов, что подчеркнула в завершение дискуссии владелица одной из главных петербургских галерей Марина Гисич.

Марина Гисич

Галерист, владелица Marina Gisich Gallery

Я сравнила ярмарки 1703 и «Контур»: разный масштаб, разная амплитуда, но структура отношения к коллекционеру и художнику одинакова, и это отношение к профессиональному рынку просто удивительное. Крайне важно проводить такие ярмарки, что мы сегодня обсуждали, это дает возможность галеристам отсматривать первый срез художников, ведь именно оттуда мы выбираем себе таланты. Мы смотрим на художников, а коллекционеры смотрят на то, что выбрали галерист, и сразу этот художник продвигается. Должен быть этот первый срез, и поэтому мы, взрослые галереи, будем максимально поддерживать новые ярмарки.

Полина Рашкина (Бондарева), Алиса Преснецова, Ольга Звагольская. Полина Бондарева, Алиса Преснецова, Анна Заведий, Сабина Чагина, Ольга Звагольская

Полина Бондарева, Алиса Преснецова, Анна Заведий, Сабина Чагина, Ольга Звагольская

Анна Заведий, Майя Ковальски, Алиса Преснецова. Алиса Преснецова, Анна Заведий, Сабина Чагина, Ольга Звагольская, Майя Ковальски

Алиса Преснецова, Анна Заведий, Сабина Чагина, Ольга Звагольская, Майя Ковальски

Алиса Преснецова, Вероника Арутюнян, Алёна Платонова. Ангелина Карпухина, Вероника Арутюнян, Варвара Баранова, Алиса Преснецова, Алена Платонова

Ангелина Карпухина, Вероника Арутюнян, Варвара Баранова, Алиса Преснецова, Алена Платонова

Фото: Анастасия Большакова

Следите за нашими новостями в Telegram
Теги:
Ярмарка искусства 1703
Люди:

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: