Основательница trash-jewelry проекта «Кулема» Мария Алигожина рассказала, как устроить окружающим предметную сбивку пространства, чтобы вытащить их из матрицы.
В эту субботу на фестивале «Сад культур» художница Мария Алигожина, которую портал Blueprint включил в свою сотню героев года, а Третьяковка в Самаре пригласила для организации филиала городской лаборатории по расхламлению «Кулема», представит коллекцию украшений, сделанных из собранного на территории бывшего ЗИМа микрохлама. «Собака.ru» спросила у Марии, что заменяет ей красную таблетку и как работают ее ловушки-кулемы.
«В Самару я приезжаю уже не первый раз, но у меня еще не было возможности оценить красоту местного бабьего лета и полноценно погулять по городу несколько дней. А ведь мне близок ваш регион: у меня папа из Сызрани, а Груша была первым в моей жизни фестивалем.
Конечно, я приехала сюда не только ради прогулок и экскурсии по Фабрике-кухне: мы организовали выездной филиал лаборатории trash-jewelry проекта «Кулема»: собирали всякое на территории бывшего ЗИМа, а потом, как настоящие археологи отмачивали это, чтобы создать украшения для субботнего показа.
Trash-jewelry проект «Кулема» – это говорящее название, в котором все три слова играют свои роли. Первое, что приходит в голову – это кулема, которая неловкий человек. Меня так папа в детстве называл, когда я немного косячила: «Ну, ты кулема!» Но у этого слова есть еще одно значение: так называют ловушки из бревен для мелких зверей – и наши украшения тоже работают как ловушки. Только ловят не зверьков, а человеческое внимание. Такая предметная сбивка в пространстве – человек видит вместо привычной бижутерии палку или бигудюшину и на секунду выпадает из колеи. Что я делаю с теми, кто попался в мою ловушку? Начинаю смолток и налаживаю контакт. Иногда эта ловушка помогает расширить круг «своих».
Когда человек видит что-то необычное, он удивляется, а мне нравится работать с эффектом удивления – это одна из самых искренних эмоций. И играть роль источника удивления мне тоже нравится - это помогает развивать мой художественный микроэкологический проект. Микро потому что без больших замахов – у каждого же есть дома коробочка с хламом. Но в планах, конечно, перейти в режим макро: с показами и коллекциями
И тут мы подходим к значению второго слова: trash – это микрохлам. А избавление от своего микрохлама отлично вписывается в тренда осознанного потребления. Ну а jewelry – это редимейд. Помните, как в детстве: когда нашел какую-то штуку, и она для тебя становится самым настоящим сокровищем. Потому что ценность вещи часто складывается вовсе не из стоимости металлов и камней, а из момента и памяти.
Для меня «Кулема» – это такой театр самого себя, в котором можно самовыражаться, как тебе хочется. Мне правда нравятся украшения из нестандартных материалов. Можно, конечно, придумать им смыслы и манифестационную нагрузку, например: помните, в детстве нас укоряли, что мы делаем все из-под палки? И вот уже вещь из одного контекста переходит в другой и смыслов становится больше. Но мне и без дополнительных смыслов эти украшения нравятся.
Первая коллекция «Кулемы» получилась случайно, когда мы разбирали светофорную мастерскую в Коломне. Я вдруг поняла, что мне нравится находить в ненужных никому вещах новый потенциал. Но это неслучайная случайность – всегда нравилось возиться у папы в гараже и у мамы в шкатулке. Мне кажется, создание украшений из подножного микрохлама – это история про радикальное самовыражение. Очень древняя и архетипичная история. А еще это первый шаг к тотальному самовыражению, потому что наши украшения – это один из последних островков свободы, которые у нас еще сохранились.
Иногда я называю свой проект микролабораторией по расхламлению мира. Потому я не работаю с мусором – мой материал микрохлам. Мечтаю создать полноценный пункт художественной переработки, где можно будет сдать свой хлам и покопаться в чужом – людям это очень нравится! И взрослым, и детям. Я это часто вижу на мастер-классах. Наверное, это даже можно назвать хлам-терапией: сама нашла какую-то штуку, сама превратила ее в украшение и сама кайфанула.
Каждая находка становится объектом исследования местности: у каждого города своя история. Отличаются ли искатели? Безусловно! Самарские искатели очень вдохновленные и я очень радуюсь глядя на них. Поиск – это же такая тихая охота, игра, в которую люди охотно вовлекаются. Игра, которая в какой-то момент меняет фильтры восприятия. И принять участие в ней может каждый!»
Фото: Евгений Шаров
Комментарии (0)