Основатель онлайн-проекта о культуре DEL'ARTE Magazine Дарья Чертоляс рассказывает о самых ярких событиях в мире криптоарта за последнее время.
11 марта произошло знаковое событие в мире стремительно набирающего популярность криптоискусства – коллаж Everydays: The First 5000 Days из 5000 изображений, которые американский графический дизайнер Майк Винкельман, скрывающийся под псевдонимом Beeple, создавал в течение 13 лет, был продан на аукционе Сhristie's за рекордные $69,3 млн. Beeple, внезапно оказавшийся сразу на третьем месте в рейтинге самых дорогих ныне живущих художников, на сегодня является, пожалуй, самым известным создателем произведений искусства, продающихся за криптовалюту в виде NFT или невзаимозаменяемого токена – уникального кода, идентифицирующего произведение криптоарта, запись о продаже или передаче прав на которое регистрируется при помощи блокчейн-технологий.
Рынок NFT внезапно стал самостоятельной отраслью, стоимость проданных произведений цифрового искусства исчисляется сотнями миллионов долларов. В прессе едва ли не каждый день появляются новости о продаже цифровых картин, предметов мебели, мемов, музыкальных композиций, твитов и даже колонки новостей за поражающие воображение суммы.
Среди лидеров продаж криптоарта последних пары недель оказались музыкант Стив Аоки и графический дизайнер Антони Тудиско, чей совместно созданный «волосатый» NFT с танцующим созданием был продан за $888,9 тыс.
Другим успешным криптохудожником стал загадочный Pak, о сотрудничестве с которым объявил генеральный директор Sotheby's Чарльз Стюарт. NFT-арт художника, более 20 лет скрывающего свою личность, один из старейших аукционных домов планирует продать за криптовалюту в апреле. В марте две работы Pak с движущимися геометрическими формами – Finite и Metarift – были проданы за суммы около миллиона долларов.
16 марта на крупнейшей платформе для продажи цифровых произведений искусства Nifty Gateway за $1 млн. продали токен художника WhlsBe под названием Non Forgotten, But Gone с вращающимся скелетом золотого желейного мишки.
Еще две работы Beeple попали в рейтинг самых дорогих произведений криптоарта – OCEAN FRONT достался основателю блокчейн-компании Tron Джастину Сану за $6 млн., а анимированное изображение с политическим подтекстом CROSSROAD перепродали на вторичном рынке за $6,6 млн.
Еще более дорогими единичными произведениями искусства в формате NFT являются крошечные (размером всего 24 х 24 пикселя) изображения, созданные соучредителями Larva Labs Мэттом Холлом и Джоном Уоткинсоном в рамках проекта CryptoPunk еще в 2017 году. Всего сгенерировали десять тысяч уникальных «криптопанков», которых сначала раздавали бесплатно, но после того, как The New York Times назвала их будущим современного цифрового искусства, почти все были раскуплены. В марте 2021 года два изображения нашли новых владельцев за суммы, превышающие $7,5 млн.
25 марта в Гонконге впервые продали с аукциона произведение искусства, созданное искусственным интеллектом, – 12-секундное видео от человекоподобного робота Софии на основе работы итальянского графического дизайнера Андреа Боначето было куплено за $688,9 тыс.
Заинтересовал новый рынок и известных художников, например, «анфан террибль» современного британского искусства Дэмиен Херст рассказал о намерении выставить на продажу «свой самый захватывающий проект». По словам самого богатого из ныне живущих художников, в течение последних пяти лет он работал над созданием десяти тысяч изображений на бумаге, которые планирует токенизировать в ближайшее время и выставить на продажу в NFT-формате осенью.
Многие художники называют произведения искусства в формате NFT будущим, которое в ближайшее время станет неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Но не обходится и без критики и скандалов – эко-активисты считают, что выработка электроэнергии, потребляемой для производства криптовалют и создания токенов, приближает глобальное потепление. Например, пользователи платформы онлайн-портфолио для художников ArtStation пригрозили покинуть сервис, если там начнут размещать NFT.
Другой проблемой являются мошенники, ворующие уникальные цифровые коды у художников и владельцев, а затем продающие краденый криптоарт. Примерно по тому же пути пошла компания Global Art Museum, предложившая к покупке NFT-версии шедевров из коллекций нескольких известных мировых музеев. После того, как действия компании были подвергнуты критике, ее представители назвали произошедшее «социальным экспериментом, при котором не пострадал ни один из старых мастеров».
Рынок NFT пока молод, поэтому в ближайшее время, вероятно, возникнет множество уникальных ситуаций. Некоторые специалисты рынка криптовалют, за которые и приобретается весь криптоарт, предрекают произведениям искусства в таком формате недолгую популярность и считают, что буквально через год цены на многие работы стремительно упадут и уже никогда не вернутся на прежний уровень.
Комментарии (0)