• Развлечения
  • Искусство
Искусство

Поделиться:

Все искусство Советам! Куратор Сергей Баландин о выставочном проекте «Новые “реализмы”»,

Фото: Кирилл Гуров.

Фото: Кирилл Гуров.

Третьяковка в Самаре и галерея «Виктория» представляют в Самаре проект «Новые “реализмы”», который будет посвящен советскому искусству 1920-1930-х годов. Он включает две выставки — «Передовой отряд. 100 лет авангарда в Самаре», которая откроется в Художественном музее 26 февраля, и «Художники у станка. Искусство после революции», которая стартует на следующий день в галерее «Виктория». Куратор галереи Сергей Баландин рассказывает, что покажут зрителям и как советские художники пытались сделать искусство ближе к пролетариям.

«Новые “реализмы”» — исследование советского искусства 1920-1930-х годов, когда художники, вооруженные опытом дореволюционного авангарда, футуризма, супрематизма и других течений, по-другому стали изображать реальность. Ситуация требовала от них воспевать труд рабочих, оформлять праздники и быт, а они понимали, что должны делать это новым же послереволюционным языком. Наш совместный проект, состоящий из двух выставок, рассказывает об этом изобретении новых языков реализма. Первая из них — «Передовой отряд. 100 лет авангарда в Самаре» — о круге художников, которые работали в Самаре в это время и пропагандировали идеи ВХУТЕМАСа, а также о том, как сформировалась коллекция авангарда в нашем Художественном музее. Среди ее авторов пионеры авангарда в Самаре Самуил Адливанкин, Георгий Ряжский, Николай Попов и известные имена: Казимир Малевич, Ольга Розанова, Петр Кончаловский.

Александр Лабас. Первый советский дирижабль. 1931. ГТГ.

Александр Лабас. Первый советский дирижабль. 1931. ГТГ.

Николай Денисовский. Электрическая драга. Прииск «Красный стан». 1931. ГТГ.

Николай Денисовский. Электрическая драга. Прииск «Красный стан». 1931. ГТГ.

Александр Дейнека. Лыжники. 1931. ГТГ.

Александр Дейнека. Лыжники. 1931. ГТГ.

Вторая – «Художники у станка. Искусство после революции» рассказывает, как московские художники изобретали «пролетарскую» живопись, индивидуальные «методы». Эта история также связана со ВХУТЕМАСом, откуда вышли все ее участники, с «1-й Дискуссионной выставкой объединений активного революционного искусства», где в 1924 году многие из них впервые заявили о себе, и с Обществом станковистов, которое их объединило в противостоянии, с одной стороны, махровых реалистов-передвижников, с другой стороны, конструктивистов и супрематистов, отрицателей фигуративной живописи» на «которое их объединило в противостоянии, с одной стороны, махровым реалистам-передвижникам, с другой стороны, конструктивистам и супрематистам, отрицателям фигуративной живописи. На выставке будут работы знаменитого Александра Дейнеки и произведения из основной экспозиции Государственной Третьяковской галереи, такие как «Первый советский дирижабль» Александра Лабаса, «Милиционер» Константина Вялова, «Человек в цилиндре» Соломона Никритина. В рамках проекта будут проводиться экскурсии и лекции, в том числе Сергеем Фофановым, куратором Государственной Третьяковской галереи.

Фото: Евгений Шаров

Фото: Евгений Шаров

Фото: Дмитрий Птицын

Фото: Дмитрий Птицын

Название «Художники у станка» обыгрывает два значения слова «станок». С одной стороны, это заводской станок, символизирующий страстное желание художников 1920-х годов стать «пролетариями» от искусства, сблизиться с рабочими в методичности и научности своего труда. С другой стороны, станок — в искусствоведении синоним мольберта и означает, что круг выбранных нами художников отстаивал место живописи в современном им мире, где левые критики прославляли фотографию, плакат и кино, а живопись ассоциировалась с «буржуазным индивидуализмом». Такие художники как Климент Редько, Соломон Никритин, Александр Дейнека ратовали за картину как экран, по-прежнему способный транслировать большие идеи и возбуждать массы. Это желание обновить арсенал живописи и сделать из нее «изо-фильм» породило небывалую волну ярких и оригинальных произведений.

Творчество Общества станковистов консервативная критика обвиняла в формализме, «преклонении перед западом» (особенно перед немецким экспрессионизмом) и т.п. Несмотря на это их программа — установка на современность сюжета, разработка темы современного молодого человека, динамизм композиций — легла в основу социалистического реализма с его любовью к воспеванию технических побед социализма, оптимистическим пафосом транспорта и спорта. Большинство участников Общества были вытеснены из «большого искусства», и посмотреть их работы сейчас в регионах — большая удача и редкая возможность увидеть вживую кипучую атмосферу искусства первого десятилетия советской власти.
 

Текст: Сергей Баландин, Талгат Мусагалиев.

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: