Третьяковка в Самаре и галерея «Виктория» представляют в Самаре проект «Новые “реализмы”», который будет посвящен советскому искусству 1920-1930-х годов. Он включает две выставки — «Передовой отряд. 100 лет авангарда в Самаре», которая откроется в Художественном музее 26 февраля, и «Художники у станка. Искусство после революции», которая стартует на следующий день в галерее «Виктория». Куратор галереи Сергей Баландин рассказывает, что покажут зрителям и как советские художники пытались сделать искусство ближе к пролетариям.
«Новые “реализмы”» — исследование советского искусства 1920-1930-х годов, когда художники, вооруженные опытом дореволюционного авангарда, футуризма, супрематизма и других течений, по-другому стали изображать реальность. Ситуация требовала от них воспевать труд рабочих, оформлять праздники и быт, а они понимали, что должны делать это новым же послереволюционным языком. Наш совместный проект, состоящий из двух выставок, рассказывает об этом изобретении новых языков реализма. Первая из них — «Передовой отряд. 100 лет авангарда в Самаре» — о круге художников, которые работали в Самаре в это время и пропагандировали идеи ВХУТЕМАСа, а также о том, как сформировалась коллекция авангарда в нашем Художественном музее. Среди ее авторов пионеры авангарда в Самаре Самуил Адливанкин, Георгий Ряжский, Николай Попов и известные имена: Казимир Малевич, Ольга Розанова, Петр Кончаловский.
Вторая – «Художники у станка. Искусство после революции» рассказывает, как московские художники изобретали «пролетарскую» живопись, индивидуальные «методы». Эта история также связана со ВХУТЕМАСом, откуда вышли все ее участники, с «1-й Дискуссионной выставкой объединений активного революционного искусства», где в 1924 году многие из них впервые заявили о себе, и с Обществом станковистов, которое их объединило в противостоянии, с одной стороны, махровых реалистов-передвижников, с другой стороны, конструктивистов и супрематистов, отрицателей фигуративной живописи» на «которое их объединило в противостоянии, с одной стороны, махровым реалистам-передвижникам, с другой стороны, конструктивистам и супрематистам, отрицателям фигуративной живописи. На выставке будут работы знаменитого Александра Дейнеки и произведения из основной экспозиции Государственной Третьяковской галереи, такие как «Первый советский дирижабль» Александра Лабаса, «Милиционер» Константина Вялова, «Человек в цилиндре» Соломона Никритина. В рамках проекта будут проводиться экскурсии и лекции, в том числе Сергеем Фофановым, куратором Государственной Третьяковской галереи.
Название «Художники у станка» обыгрывает два значения слова «станок». С одной стороны, это заводской станок, символизирующий страстное желание художников 1920-х годов стать «пролетариями» от искусства, сблизиться с рабочими в методичности и научности своего труда. С другой стороны, станок — в искусствоведении синоним мольберта и означает, что круг выбранных нами художников отстаивал место живописи в современном им мире, где левые критики прославляли фотографию, плакат и кино, а живопись ассоциировалась с «буржуазным индивидуализмом». Такие художники как Климент Редько, Соломон Никритин, Александр Дейнека ратовали за картину как экран, по-прежнему способный транслировать большие идеи и возбуждать массы. Это желание обновить арсенал живописи и сделать из нее «изо-фильм» породило небывалую волну ярких и оригинальных произведений.
Творчество Общества станковистов консервативная критика обвиняла в формализме, «преклонении перед западом» (особенно перед немецким экспрессионизмом) и т.п. Несмотря на это их программа — установка на современность сюжета, разработка темы современного молодого человека, динамизм композиций — легла в основу социалистического реализма с его любовью к воспеванию технических побед социализма, оптимистическим пафосом транспорта и спорта. Большинство участников Общества были вытеснены из «большого искусства», и посмотреть их работы сейчас в регионах — большая удача и редкая возможность увидеть вживую кипучую атмосферу искусства первого десятилетия советской власти.
Текст: Сергей Баландин, Талгат Мусагалиев.
Комментарии (0)