• Город
  • Урбанистика
Урбанистика

Поделиться:

Спасительные фантазии: пять идей, которые могут спасти Элеватор, Дом Промышленности и Реальное училище

Не все памятники архитектуры получают шанс начать новую жизнь – таков путь. Устав смотреть, как медленно угасают Дом Промышленности, Реальное училище и Элеватор, мы попросили самарских архитекторов и экспертов в сфере недвижимости поделиться своими предложениями, мыслями и фантазиями, которые – хотя бы в теории – могли бы спасти эти здания. В надежде на то, что какая-то из фантазий сооснователя link.bureau Ренаты Насыбуллиной, основателями проектного бюро ТМ Александра Шуткина и Иры Фишман, коммерческого директора девелоперской компании «Альянс Менеджмент» Марии Ивановой, архитектора Дмитрия Храмова и генерального директора консалтинговой компании REC Никиты Петухова оживут.

Рената Насыбуллина

кандидат архитектуры, сооснователь link.bureau, доцент кафедры «Архитектура» АСА СамГТУ, председатель Совета молодых архитекторов Самары

Показательно, что в списке наиболее проблемных объектов оказались «гиганты» (Дом промышленности, Элеватор, Реальное училище). Если с «Заваркой» или «Домом со слонами» финансирование и способ приспособления постепенно нашлись, то в случае этих объектов очевидно: большие размеры здания, каждое из которых сопоставимо по объему с ГЭС-2, – это огромные финансовые вложения, которые вряд ли когда-либо окупятся.
Можно долго разговаривать о том, что будет в Элеваторе: дата-центр, офис или театр, но факт остается фактом: без участия крупного инвестора эти объекты не спасти. Но много ли меценатов подобного масштаба найдется в Самаре?

Возникает вопрос: как этого инвестора привлечь, чем заинтересовать?

На мой взгляд, сейчас главная задача архитектурной общественности и градозащитников – делать так, чтобы эти здания не были забыты. Нужно устраивать акции и перформансы (как это было со «Снами в Реальном»), снимать фильмы, проводить фестивали и выставки. С Домом промышленности сейчас, к примеру, довольно парадоксальная ситуация: огромное здание в центре города, окрашенное в нелепый цвет, будто растворяется на фоне неба, и никто не замечает, что оно вообще там существует.

Важно проводить профессиональные конкурсы по осмыслению будущего функционального наполнения этих зданий и открытые общественные обсуждения, чтобы, когда придет время и найдется инвестор, иметь способность дать профессиональный ответ, что можно сделать. При наличии финансирования нет ничего невозможного: здания целиком переопирают на новый фундамент, из силосных элеваторов делают музеи и даже жилые дома.

Еще один вариант: снизить градус ожиданий и попробовать довольствоваться малым: не пытаться превратить каждый объект в лощеный центр культуры и искусства, а, руководствуясь принципом «не падает, и хорошо», приводить в порядок малыми средствами, как это сделано с флигелем «Руина» музея архитектуры имени Щусева или всем нам известным «Дом77».

Может быть, сейчас большая победа – это просто предотвратить снос и законсервировать здание для того, чтобы, когда придет время и найдется инвестор, готовый вложить деньги, у нас еще был шанс.

Александр Торчинов

РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ

Александр Шуткин, Ира Фишман

проектное бюро ТМ

Сложно придумать какую-то причину для оправдания нынешнего состояния здания, в котором впервые был зачитан указ о создании Самарской губернии, только это уже само по себе говорит о важном историческом статусе Реального училища. Острая нехватка мест в образовательных учреждениях в исторической части города по-прежнему актуальна, потому важным видится сохранение образовательной функции при восстановлении здания.
Именно здесь могла бы возникнуть если не новая и всеми желанная школа, то, например, новый межвузовский образовательный центр, центр студенческой науки и обмена опытом, наконец, высшая школа вместе с отделением бакалавриата (начальное высшее образование). В отличие от идей выноса образовательных функций на городскую периферию, такое решение позволило бы не только сохранить разрушающийся памятник и закрыть потребности в образовательных пространствах, но и создало бы здоровый студенческий «движ» в этой части исторического поселения Самары, ныне довольно грустной, качественно улучшив перспективы развития всего исторического центра. В нем уже давно сложился прекрасный кластер вузов, находящихся в пешей доступности друг от друга, – Реальное училище гармонично бы влилось в эту систему

Дмитрий Храмов

архитектор

Наверное, Реальное училище должно оставаться образовательным учреждением. Потому что, во-первых, архитектор продумывает назначение здания, и хочется, чтобы оно жило так, как было задумано. С другой стороны, нельзя сказать, что оно всегда был образовательным учреждением. Как бы там ни было, это здание требует самого скрупулезного подхода, так как хочется восстановить его интерьер – это одна из самых важных задач. Спасти здание могла бы передача все-таки в какую-то государственную институцию. Но какую? В свое время было много вариантов, и, наверное, настал момент выбрать, в какую, иначе можно опоздать со спасением.

Мария Иванова

коммерческий директор девелоперской компании «Альянс менеджмент»

Это объект с богатой историей, в которую вплетены судьбы многих знаковых для России людей. Здесь учились академик Глеб Кржижановский, писатель Алексей Толстой и единственный в России лауреат Нобелевской премии по химии Николай Семенов. Мне кажется, Самаре нужно укреплять статус образовательной столицы, который мы за последние годы подрастеряли. И напрасно. Потому что его возвращение позволит создать условия для развития города. Сейчас я объясню свою логику: одна из важнейших миссий у родителей – дать своему ребенку хорошее образование. Поэтому, если превратить Реальное училище в образовательное учреждение нового типа, в которое родители хотели бы отправлять детей из других городов, могло бы подарить городу еще один магнит, привлекающий в город молодежь. Самара исторически считается городом, в котором можно заработать денег и уехать, поэтому нам нужно придумать что-то, чтобы люди оставались.

Никита Петухов

генеральный директор консалтинговой компании REC

Это уникальный проект, реализация которого может не только восстановить историческую справедливость, но и решить насущные проблемы. Я считаю, что туда надо вернуть учебное заведение. Либо лицей, либо частная школа, это не так важно. Думаю, что всем понятно, что скорее всего это будет не государственная история. Во-первых, появление учебного заведения покроет необходимость в таких учреждениях в исторической части города. Во-вторых, важно понимать, что учитывая планировку наших кварталов, не нарушая их целостность, школу интегрировать туда не получится. Ни в один из кварталов, потому что нормативы Министерства образования такие, что если ты ходишь в нормальную школу с первого по одиннадцатый класс, то надо либо квартал забирать целиком, либо «резать» его так, что квартал просто потеряет целостность.
Более того, необходимо восстановить то, что было. Это и было училищем, образовательным учреждением. Во-вторых, я считаю, что Реальное училище – это очень важный культурный слой, повторюсь, очень важно, чтобы дети учились в этих стенах. Если они будут бегать на перемене не просто по коридорам нового здания, а по тем местам, где ходили известные люди, самарские и не только, если их портреты будут висеть на стенах, то это будет просто супер.

Александр Торчинов

ДОМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Александр Шуткин, Ира Фишман

проектное бюро ТМ

Дом промышленности – несмотря на то, что находится в гораздо лучшем состоянии, чем Реальное училище или Элеватор, видится более сложным объектом для дальнейшей реновации. Архитектурная ценность Дома промышленности не вызывает сомнений, хотя в свое время объект совсем не считался с историческим контекстом, и только благодаря тому, что он не был реализован в полном объеме, сегодня у нас все еще есть Особняк Клодта. Сложность его реконструкции в довольно жесткой внутренней структуре, мало пригодной для иных, кроме офисных, целей, и в технологически устаревших конструкциях для здания такого масштаба – например, в потенциально пожароопасных деревянных перекрытиях. Из самых значимых преимуществ – расположение здания на одном из самых активных перекрестков исторического центра, прекрасные виды на волжские закаты, отличная пешеходная и транспортная доступность. Хочется верить что собственник найдет способы восстановить работу здания и привнесет жизнь и новые смыслы в некогда величественный символ индустриализации страны. Думаю, важно правильно позиционировать объект – иметь офис в легендарном Доме промышленности должно стать таким же престижным, каким сегодня стало владение квартиры в восстановленном Доме Наркомфина Моисея Гинзбурга в Москве.
А как же Дом губернатора? Туда надо перевезти его резиденцию с 1-й просеки, и тогда исторический центр станет ближе к губернатору, и он будет развивать его на радость себе и нам.

Дмитрий Храмов

архитектор

Если говорить современным языком, это здание по функции задумывалось как бизнес-центр или офисное здание: сделать из него что-то совсем иное вряд ли возможно. Но первое, что приходит на ум, это, во-первых, — парковки. Наверное, их отсутствие станет одной из самых главных проблем, если его функционально приспосабливать под офисник. Как обеспечить людей, которые будут там работать, паркингом в условиях «забитых» улиц старого центра? Где придется оставлять машины тем, кто решит посетить один из офисов? Это, пожалуй, самая большая проблема для будущего девелопера. И это мы еще не знаем конструктивных проблем этого здания. С точки зрения функции, не знаю, мне почему-то больше видится какая-то гостиница. То есть само по себе местоположение очень хорошее: исторический центр города, пересечение знаковых улиц, спуск к Волге, Струкачи. По сути, это почти готовая гостиница. Конечно, надо будет очень постараться, чтобы ее все-таки приспособить, но, по крайней мере, это именно тот образ, который оно рождает, это здание. Тем более, что гостиница не требует такой большой парковки, как офисник, например.

Мария Иванова

коммерческий директор девелоперской компании «Альянс менеджмент»

Здесь можно даже не фантазировать: мне кажется, здесь вполне реально открыть гостиницу, апартаменты или даже переформатировать здание под жилое и превратить его в Дом высокой культуры и быта с коворкингами, коливингами и общественными пространствами. Как практикующий специалист могу вас уверить: все, что касается сферы жилья и гостеприимства в центре города будет рентабельно. Да, понадобятся инвестиции! Порядок вложений мне оценивать сложно, потому что я не знакома с текущим состоянием здания и его фундамента. Но мне кажется, потенциальный проект реконструкции вполне реален: у меня есть примеры из практики.

Никита Петухов

генеральный директор консалтинговой компании REC

Мы делали по нему анализ наилучшего и наиболее эффективного использования. И модель, которая там будет работать лучше всего, по сути также является восстановлением исторической справедливости. В идеале, Дом промышленности – это частично офисы, частично отель. Понятно, что большого количества номеров в Самаре не нужно. Поэтому я думаю, что просто какую-то часть этажей должны занимать отели-апартаменты. Безусловно, все это должно работать в связке с профессиональной управляющей компанией, которая будет управлять и отелем, и апартаментами, а также все это обслуживать. Первые этажи, понятно, что это прекрасная Куйбышева стрит. Середина – это офисы больших компаний, которые были раньше, которые и должны быть в центре города. Нефтяные компании, газовые компании, автомобильные компании. Все сидели в Доме промышленности. Отсюда и название.

Александр Торчинов

ЭЛЕВАТОР

Александр Шуткин, Ира Фишман

Проектное бюро ТМ

Экспериментальный Элеватор – знаковый образец брутализма, – пожалуй, самое известное здание из этого ряда не только в масштабах нашей страны, но и за ее пределами. Уже много лет градозащитники и архитекторы со всего мира пытаются обратить внимание на ценность элеватора не только как единственного бруталистского объекта в городе, но и как сложившейся архитектурной доминанты городских панорам, символа хлебной славы Самары. Проблема в том, что нынешний владелец и его потенциальные преемники видят на месте элеватора только «дорогой» земельный участок, и их идеи не выходят за рамки строительства на нем псевдоэлитного жилья.
Но жилье – далеко не единственный коммерчески обоснованный вариант реновации промышленных зданий. В самом элеваторе мог бы появиться, например, современный дата-центр, совмещенный со смотровой площадкой и рестораном наверху – в первоначальном проекте элеватора на последнем этаже действительно предполагался ресторан с панорамным видом на реки и город. На первых этажах могла бы возникнуть новая культурная площадка, или коммерческий кластер, или и то и другое одновременно – по примеру того же «Станкозавода». Важно, что при этом нет необходимости глобально перестраивать структуру промышленного здания – пробивать окна или навешивать новые объемы, нивелирующие бруталистский дух объекта: изменяется тип производства – оно становится цифровым и более открытым публике, но остается дух и память места, где Элеватор – ключевая доминанта на Стрелке рек.

Дмитрий Храмов

архитектор

Это здание - давнишняя боль. Мы делали много проектов по ревитализации территории и ревитализации самого Элеватора. И, наверное, тут самый долгий разговор относительно этого места. Понятно то, что это вообще самое начало города. Здесь есть дополнительные драйверы и точки притяжения: это и Стрелка, и крепости, спрятанные где-то там под землей, которые тоже, надеюсь, когда-то найдутся. Но само по себе это здание требует очень серьезного подхода к охране, потому что конструктивно в нем нет ценности. Оставить его как конструкцию для навешивания чего-то? В этом нет смысла. Нужны проекты. Недавно видел где-то предложение: «А давайте оставим железобетонный остов, а вокруг нарастим какие-то жилые ячейки!» Но так он потеряет весь образ: вся его ценность именно в этом брутальном образе двух башен! Важно оставить его именно таким, чтобы не перфорировать его, не дай Бог, никакими окошечками, не превращать его в гостиницу, не настраивать вокруг никаких там историй! Потому что, как я уже говорил, смысла в этом нет никакого: Элеватор должен остаться таким же брутальным мощным великаном. И его функция ограничена – это хранение. Он может быть хранилищем истории или хранилищем культуры. И вот в этом и есть преемственность функциональная: от хранилища зерна к хранилищу культуры. Как я уже говорил про Реальное училище и Дом промышленности: структуру можно приспособить как угодно, но в зданиях уже есть некая память, которая влияет на дальнейшую функцию. Тот же Дом промышленности никак не сделать, например, торговым центром: там никогда в жизни не будут жить верхние этажи, как торговые. Так и с Элеватором: он всегда будет таким цилиндром, отстраненным от жизни, внутри которого можно что-то хранить. Мы когда-то предлагали там сделать многозальное пространство: разбить внутренний высокий цилиндр на отдельные залы и сделать там хоть мультиплекс, хоть многозальный конференц-зал. Создать такой кластер, вокруг которого будут вот эти помещения, похожие на дольки апельсина. Мы предлагали переформировать внутреннее пространство, не трогая наружные стены. Потому что их нельзя трогать вообще - это бетонная брутальная структура. Зато внутри можно делать все что угодно только с функцией, которая не требует внешнего света: музей, хранилище или конференц-центр. Одним из предложений было превратить Элеватор в Музей Волги. Может, это немного амбициозно звучит, но для такого амбициозного здания должны предусматриваться амбициозные функции. Мне кажется, это был бы знаковый проект для города. Но даже тот вариант развития истории, когда Элеватор становился хранилищем данных «МегаФона» или другой компании, которой нужно пространство для серверов, мог бы спасти здание. Хотя бы на время. Элеватор давно является символом этого места, символом, в общем-то, и Стрелки, и даже символом преемственности этого места в плане хлебной Самары. Он может стать некой доминантой, которая способна объединить множество смыслов и символов. Так почему бы не сделать его функционально-общественным знаковым пространством? Да, мы снова возвращаемся к Музею Волги - мне кажется, это было бы отличной историей. Да, это опять фантазии. Но нужно фантазировать! Главное сейчас, конечно, просто не дать, чтобы его уронили, и передать ему статус памятника. Надеюсь, так и получится, хотя все сложно.

Никита Петухов

генеральный директор консалтинговой компании REC

Все, что касается Элеватора, безусловно, сложно, но вместе с тем интересно. Было очень много вариантов, иногда вполне сюрреалистичных. Аэротруба, музейное хранилища, развлекательный арт 3D центр, нарезанный по спирали торговый центр и тд. Мне кажется, что это как раз тот объект, где можно применить креатив. Самое главное – это сделать наверху смотровую площадку. Пусть это будет ресторан, пусть это будет бар, пусть это будет открытое место, что угодно. Главное, чтобы это было точкой притяжения жителей и гостей города. А дальше две башни можно разделить. Пускай в одной будет арт-музейное хранилище, какое-то пространство, связанное с культурой. А второе пускай будет развлекательным. Там может быть и «нарезка» из магазинов, и какие-то мастерские, и номера. Можно дать волю архитекторам и дизайнерам, пускай творят. Если в Доме промышленности и в Реальном училище важно сохранить функционал, сохранить историю и восстановить справедливость, то кроме сохранения конструктива Элеватору ничего более не нужно.

Следите за нашими новостями в Telegram
Материал из номера:
Самара будущего

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: