Текст: Катерина Гущина
Фото: Архивы пресс-служб
Наш постоянный эксперт генеральный директор консалтинговой компании REC Никита Петухов рассказал «Смр.Собака.ru» о том, как Самарской области удалось «попасть в десяточку» по версии Rurban Creative Lab.
Креативная экономика – это очень модно и круто, но не все понимают что это. Во-первых, это история про творческих людей, которые ищут свое место и эффекта синергии от совместных коллабораций. Во-вторых, это про «заброшку», когда собственник не знает, что делать с функциональностью объекта недвижимости. Например, он за небольшие деньги запускает туда творческих людей, а они, наполняя пространство, создают атмосферу. Основная ценность таких проектов в самом месте, в том, что производят эти люди, в посетителях, их досуге. Как только все совпало, тогда это креативный кластер, а если нет – череда разрозненных арендаторов. Чтобы понять, с кем и что ты можешь создавать, нужно выйти из сумрака, и тогда близкие индустрии подтянутся. Кто-то делает мебель, кто-то на ней рисует, а кто-то размещает на своих площадках и делает мероприятия во дворах. Потому первоначально важно понять, какой эффект ты хочешь получить.
Время работать сообща
Rurban Creative Lab – это творческий подход Агентства стратегических инициатив к поручению Президента России Владимира Путина. Лаборатория детально разбирает, как формируются творческие индустрии, как помочь самозанятым, как с ними взаимодействовать. Необходимо всех посчитать и понять, кто есть кто в регионах. К примеру, на северных территориях нет старых / красивых / заброшенных зданий: здесь достаточно новая застройка. Но есть люди, которые готовы идти в сферу творческих коллабораций. Есть пространства, подходящие под различные фестивали, и устойчивая позиция, что такие места нужно продвигать. Это должен быть не просто хайп, необходимо развитие места, чтобы и в дальнейшем туда приходили люди, платили аренду. Или фестиваль так и останется в истории, развлечением в полях. Хотя тот же «Флакон» начинался с тусовки во дворах и маленькими шажками перешел к ремонту пространства бывшего завода по производству флаконов.
Лаборатория кинула клич в регионы и предложили всем прийти. И люди пришли: и правительства регионов, и эксперты, и бизнес, и просто неравнодушные к своему городу. Все они засели на сайтах лаборатории, слушали вебинары, выбирали объекты, заполняли таблицы, формируя представление о том, в каком направлении двигаться. Из 80 регионов сначала осталось 65, которые получили задания. По итогам осталось 20 представительств, которые сформировали команды и поехали на марафон. В каждой было по 10-12 «разношерстных» человек, включая представителей органов власти, бизнеса, архитекторов, СМИ и прочих. Основная задача – научить команду самостоятельности. Самару изначально представляло около 80-ти человек, со временем в команде остались десять экспертов с уникальным администрированием. Далее все по четким правилам АСИ. И пока все получается. В нашем составе: я, как человек, занимающийся креативными кластерами, архитекторы Дмитрий Храмов и Виталий Стадников, люди, которых относят к креативным индустриям и культурной части среды, и власть.
В каждом регионе должно быть три объекта. Мы выбрали разноплановые: в Екатериновке, Тольятти и Самаре, по увеличению масштабности. АСИ учит преодолевать все возможные барьеры, начиная от правовых и налоговых до консультационных в переговорах с властью. Инициативные горожане при подготовке проекта стали предлагать все возможные объекты: от дома со слонами до реального училища. Однако от нас требуется трезвый взгляд, оценка и быстрые победы: по условиям марафона уже до конца текущего года должно быть запущено три кластера в регионе. И дело не только в реализации, но и в проверке гипотез: даст ли собственник разрешение, готова ли власть поддержать? Если гипотезы не работают, мы меняем проект.
Самарский рывок
В Самаре много объектов, и все они уникальные. Мы заявляли мельницу Соколова, мельницу Бобермана, общежитие института культуры, дом № 103 на улице Куйбышева. В Тольятти три объекта: творческий центр «Начало», театр «Сатурн» и технопарк «Современник». И три маленьких сложных муниципальных объекта в Екатериновке (Безенчукский район). С презентацией мы справились быстро. В сельской местности выделили исторические ремесла, этнографию, гастротуризм, обусловленные историей и географией Васильевских островов. В Тольятти образовалась целая система кинокластеров: здесь многие люди занимаются режиссированием, актерским мастерством и технологиями. Люди горят этим, и им нужно помочь. В Самаре же приоритетной сферой стала IT-индустрия, крафтовые истории (многие люди занимаются ремеслом, мастер-классами), площадки под образование, саморазвитие и лектории.
Мы вошли в финальную десятку участников. Вместе с остальными командами мы двинулись в Екатеринбург, в «живую» лабораторию, и для нас важно понять, как нам позиционироваться, как региону. Мы назвались «Космическими волжанами», поясняя, что Самара – дуальный и купеческий город, но при этом промышленный. А в качестве декларации указали целью повышение «индекса счастья» в области. Есть задача вернуть людей в город, помочь студентам реализовываться здесь, а не мигрировать по стране – это все очевидно. Но итоговая цель – видеть, как людям хорошо, что они собираются в кластерах, пьют кофе, отдыхают и их продукт востребован.
Описав наши предполагаемые проекты и указав на возможные барьеры, мы определили те, с которыми справимся сами, и те, для преодоления которых нам потребуется помощь. У меня, как управляющего региональным продюсерским центром креативных кластеров, задача не просто реализовать идею, а создать модель и транслировать ее в другие города. Полагаю, что основным объектом станет общежитие института культуры. Здание принадлежит министерству культуры РФ. Соответственно, за управление отвечает Федеральное агентство управления имуществом. И этот кейс очень интересен: можно ли пустить туда арендаторов, проводить маркеты? Если это получится, будет невероятно! Другие два объекта сложно запустить быстро, но это как раз хайп-места, абсолютно фестивальные (искусство, музыка, архитектура).
Две мельницы – Соколова и Бобермана – это история самарского хлебного производства, плюс уникальное расположение в стрелке рек: мельницы находятся по разные стороны акватории реки Самара. В обоих случаях это частная собственность, и если наш опыт «выстрелит», а собственник будет готов к инвестициям, мы продолжим работу. В Тольятти нам нравятся один муниципальный объект, где обосновались резиденты, связанные с киноиндустрией; и частный, где люди, исключительно интуитивно, создали кластер, их тоже хочется поддержать. Основная задача – научиться планировать эти экономические модели сложных проектов.
Следуй за идеей
Мы действуем опережающими темпами: буквально за два дня объехали все объекты, пообщались со всеми собственниками и муниципалитетами. В Екатериновке, к примеру, мы оставили один объект. По концепции туда нужно везти туристов, чтобы раскачать пространство. И наша первоочередная цель – научить всех участников, что это рынок и экономика, а фантазия должна реализовываться уже в материальном мире. Когда этот опыт станет доступным на федеральном уровне, люди будут им пользоваться. Многие специалисты индустрии глобально не умеют рассчитывать экономику проекта, особенно где требуется ремонт систем отопления, воды, света и благоустройство. Большинство людей существуют в пространстве иллюзий. Безопасность, комфорт, эстетика – все нужно учитывать, но не за дорого: креативная экономика не про это. Так, многие приводят в пример центр дизайна Artplay, творческий кластер «Арма», центр современного искусства «Винзавод», но не нужно забывать, какие туда были вложены деньги, и собственников меньше всего интересовала долгосрочная окупаемость проектов.
Креативная индустрия – это больше про творчество, не про конкретику. АСИ – не про деньги, а про образование: вокруг него много банков, государственных корпораций, инвесторов, присматривающихся к проектам. Конечно, хотелось бы упаковать креативную экономику в полноценный инвестиционный продукт. Как только мы поймем, что креативную модель можно трансформировать в экономическую, тогда обязательно попробуем ее транслировать. Но это непросто
даже при нашем опыте. Например, придет арендатор, у которого вообще нет денег, но он вдруг становится для нас якорным и на него идут арендаторы, готовые платить в два раза больше. А иногда те, на кого делалась ставка, «слетают» и приходят новые, происходит абсолютная смена состава. АСИ в этом смысле учит сначала делать концепцию. Мы же – один из немногих регионов, кто считает, что человек делает место. И тогда вторая или последующая итерация резидентов становится конечной.
Комментарии (0)